КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля. "Спящая красавица"

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля. "Спящая красавица"

13 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля. "Спящая красавица"
В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля открылся XXXVI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Носящий имя великого танцовщика, он проходит в год 85-летия со дня его рождения.

Фестивальную афишу пробудила к жизни «Спящая красавица» со смешанным составом исполнителей. Премьера этого помпезного, эффектного спектакля, постановку которого с размахом осуществил Владимир Яковлев, состоялась в 2022 году. В афише Нуриевского фестиваля он появился не случайно – балет для Нуриева знаковый. Артист танцевал партию Голубой Птицы, а впоследствии осуществил постановки "Спящей" в театрах Берлина, Милана, Парижа, Монреаля и Вены.

Главный музыкальный театр Казани славится своими добротными постановками. И "Спящая красавица" получилась очень солидной – декорации, сочетающие живописные холсты и жесткие конструкции, передают барочную основательность и придворный блеск Версаля, радуют глаз поэзией уголков природы. К недостаткам решения можно отнести то, что художник-постановщик Анатолий Нежный несколько утяжелил костюмы бархатными лифами фей и яркими аппликациями тюник фрейлин.

Постановщик казанского спектакля – Владимир Яковлев – сохранил золотые страницы хореографии, но при этом придумал забавные мизансцены. К примеру, Кошечку (Ольга Алексеева) и Кота (Фаяз Валиахметов) в сюите сказок вывозят лакеи на двух канапе. На них и начинается флирт кошачьих, с его нарастающим шутливым драматизмом. По-своему решен образ Феи Карабос (Олеся Пичугина). Поставленная на пуанты, облаченная во все черное, она хищнически таращит когтистые пальцы, всем телом выражая коварство, злобу и мстительность.

В главных партиях спектакля выступили прима-балерина ТАГТОиБ им.М.Джалиля Кристина Андреева (Принцесса Аврора) и Дмитрий Выскубенко (Принц Дезире). Выскубенко, еще недавно солист Баварского балета, теперь представляет Большой театр России. Это танцовщик с великолепными данными - большим прыжком, уверенным вращением на земле и в воздухе; он находится в прекрасной творческой форме. Отчасти это помогло ему с честью выдержать чрезмерно замедленный темп обеих вариаций Принца, взятый молодым дирижером Айратом Кашаевым.

Кристина Андреева предстала во всем блеске своего мастерства. Ее наивная, открытая миру юная Аврора радовалась жизни, сохраняя при этом достоинство французской принцессы. У балерины прекрасный баланс, который делает честь артистке, но, пожалуй, он был слишком утвердителен для именинницы нежного возраста, едва достигшей совершеннолетия. В сцене волшебного видения перед глазами юноши, ищущего любви, возник таинственный образ мечты. Аврора едва касалась земли, то и дело ускользая от Принца. В финале Аврора-Андреева явила подлинную аристократичность стиля и техническую безупречность. Все вариации были исполнены на самом высоком уровне, да и дуэтные фрагменты отличались свободой и выразительностью каждого движения и позы.

Партию Феи Сирени исполнила обаятельно улыбчивая солистка Московского театра «Кремлевский балет» Алина Каичева, вполне технически крепкая. Сразу два гостя - Кристина Михайлова и Итару Нада - прибыли из Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, что свидетельствует о дружбе и тесном сотрудничестве двух театров регионов-соседей. Марийские танцовщики выступила в па-де-де Принцессы Флорины и Голубой Птицы. К слову, Итару – японец по происхождению, так что можно считать, что сегодня он первый иностранец, придавший Нуриевскому фестивалю международный статус. Однако не единственный, если учесть его соотечественницу Ману Кувабару, исполнившую роль одной из фей. Поддержать своих земляков из Москвы приехал посол Японии в России, господин Тоехиса Кодзуки, с супругой, госпожой Хироко Кодзуки.

Фестиваль начался, впереди серьезный балетный марафон.

Александр Максов (Москва)