Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: гала-концерт
31 МАЯ 2023
Гала-концерт, завершающий фестиваль, задуман и осуществлен художественным руководителем балета Владимиром Яковлевым совместно с продюсером Айдаром Шайдуллиным как грандиозное действо. Неслучайно одним из элементов оформления сцены стала старинная картина с изображением римского Колизея, на фоне которого разворачивались события горной Армении, революционного Парижа и даже свадебное торжество из балета «Дон Кихот». Вместе с мастерами Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в параде звезд приняли участие гости из Большого театра России, Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, московского театра «Кремлевский балет», Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона, Венгерского национального балета, театра «Астана-Опера» из Казахстана.
В программе двух отделений была представлена широкая палитра номеров – от классики до современной пластики. Причем, композиции оказались не формальным реверансом модерну и contemporary dance, а действительно лучшими образцами этих направлений хореографии, к тому же блистательно интерпретированными. Как не назвать здесь выступление Александра Могилева (Москва), исполнившего трогательный номер собственного сочинения «Представь, Саша!», или придуманную им же композицию под названием «Слезы», которую станцевал Олег Ивенко. Могилев, занимающийся исключительно современной пластикой, абсолютно свободен во владении собственным телом, оно дышит, играет «шарнирами», «волнится и змеевится». Ивенко же имеет прочную классическую базу (это явно чувствуется), однако при этом он великолепно освоил приемы иной хореографической стилистики. Исключительно координированный, пластически четкий, свое выступление Олег наполнил свойственным ему юмором и задором. Оба артиста были восторженно встречены публикой.
Столь же громкий успех выпал на долю солистов Московского Музыкального театра Эрики Микиртичевой, Дениса Дмитриева, Натальи Сомовой, Ивана Михалева. В первом отделении прекрасно выступили солисты казанского театра – выделю Михаила Тимаева, пронесшего на вытянутой руке через всю сцену свою партнершу Аманду Гомес (номер «Вешние воды»), элегическую новеллу «Лирическое новоселье» в постановке Алессандро Каггеджи, исполненную автором вместе с Маной Кувабарой. Хореографию Леонида Якобсона качественно воплотили солисты дуэта «Минотавр и нимфа» (Нурия Картамысова и Денис Климук) и Па-де-труа на музыку Россини (Алла Бочарова, Кирилл Вычужанин и Дмитрий Соболев).
Составляя сценарий и режиссерский план концерта, Яковлев продумал детали, сделав вечер содержательным и символичным. Каждое отделение начиналось оркестровым вступлением. Первое отделение открыл фрагмент концерта татарского композитора Рустема Яхина (дирижер – Нуржан Байбусинов, Казахстан, партия фортепиано – Даниил Казаков), а на арьер-экране ожил танец самого Нуриева. Вести второе отделение поручили Карену Дургаряну. Кому, как не ему было дирижировать Вальсом из сюиты Арама Хачатуряна «Маскарад»? 120-летию со дня рождения выдающегося армянского советского композитора посвятили развернутую сцену из балета «Гаянэ» (солировали Аманда Гомес, Вагнер Карвальо, Оленг Ивенко, а на следующий день – Нина Семина, Ильнур Гайфуллин и Антон Полодюк). 150-летний юбилей со дня рождения Рахманинова ознаменовали премьерой развернутой композиции «Сюита Рахманинова», умело поставленной Алессандро Каггеджи и мастерски исполненной артистами татарского балета (за роялем – Евгений Михайлов).
Наряду с классикой «Большого классического pas» Обера-Гзовского (красивый дуэт составили Кристина Андреева и Семен Чудин), Grand pas из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» (солисты Мана Кувабара и Алессандро Каггеджи), в программе концерта нашлось место и характерному танцу. Панадерос из «Раймонды» зажигательно исполнили Олеся Пичугина, Ильнур Гайфуллин (во второй день – Алина Штейнберг и Антон Полодюк). С поистине революционным запалом исполнили «Танец басков» Александра Елагина, Аделия Ялалова, Михаил Тимаев, Антон Полодюк и Глеб Кораблев, (во второй вечер – Лада Старкова, Лана Халимова, Александр Ахмедзянов, Федор Пискарев). В напоре страсти им не уступили Екатерина Первушина и Игорь Цвирко, готовые снести старый мир: балерина – стремительными вращениями, а танцовщик – мощными прыжками.
Своими трюками в па-де де «Дон Кихота» привык поражать зрителей казахский танцовщик Бахтияр Адамжан («Астана-Опера»). Его партнерша –Татьяна Мельник (Венгерский национальный балет) – тоже не отставала, продемонстрировав железные пуанты и фантастический баланс. Если бы не императив музыки, она могла бы стоять в позе на одном пятачке бесконечно.
36-й фестиваль имени Нуриева стал частью истории... Это был чудесный праздник, собравший на одной сцене замечательных служителей Терпсихоры. В них жила и билась частичка сердца Рудольфа.
В программе двух отделений была представлена широкая палитра номеров – от классики до современной пластики. Причем, композиции оказались не формальным реверансом модерну и contemporary dance, а действительно лучшими образцами этих направлений хореографии, к тому же блистательно интерпретированными. Как не назвать здесь выступление Александра Могилева (Москва), исполнившего трогательный номер собственного сочинения «Представь, Саша!», или придуманную им же композицию под названием «Слезы», которую станцевал Олег Ивенко. Могилев, занимающийся исключительно современной пластикой, абсолютно свободен во владении собственным телом, оно дышит, играет «шарнирами», «волнится и змеевится». Ивенко же имеет прочную классическую базу (это явно чувствуется), однако при этом он великолепно освоил приемы иной хореографической стилистики. Исключительно координированный, пластически четкий, свое выступление Олег наполнил свойственным ему юмором и задором. Оба артиста были восторженно встречены публикой.
Столь же громкий успех выпал на долю солистов Московского Музыкального театра Эрики Микиртичевой, Дениса Дмитриева, Натальи Сомовой, Ивана Михалева. В первом отделении прекрасно выступили солисты казанского театра – выделю Михаила Тимаева, пронесшего на вытянутой руке через всю сцену свою партнершу Аманду Гомес (номер «Вешние воды»), элегическую новеллу «Лирическое новоселье» в постановке Алессандро Каггеджи, исполненную автором вместе с Маной Кувабарой. Хореографию Леонида Якобсона качественно воплотили солисты дуэта «Минотавр и нимфа» (Нурия Картамысова и Денис Климук) и Па-де-труа на музыку Россини (Алла Бочарова, Кирилл Вычужанин и Дмитрий Соболев).
Составляя сценарий и режиссерский план концерта, Яковлев продумал детали, сделав вечер содержательным и символичным. Каждое отделение начиналось оркестровым вступлением. Первое отделение открыл фрагмент концерта татарского композитора Рустема Яхина (дирижер – Нуржан Байбусинов, Казахстан, партия фортепиано – Даниил Казаков), а на арьер-экране ожил танец самого Нуриева. Вести второе отделение поручили Карену Дургаряну. Кому, как не ему было дирижировать Вальсом из сюиты Арама Хачатуряна «Маскарад»? 120-летию со дня рождения выдающегося армянского советского композитора посвятили развернутую сцену из балета «Гаянэ» (солировали Аманда Гомес, Вагнер Карвальо, Оленг Ивенко, а на следующий день – Нина Семина, Ильнур Гайфуллин и Антон Полодюк). 150-летний юбилей со дня рождения Рахманинова ознаменовали премьерой развернутой композиции «Сюита Рахманинова», умело поставленной Алессандро Каггеджи и мастерски исполненной артистами татарского балета (за роялем – Евгений Михайлов).
Наряду с классикой «Большого классического pas» Обера-Гзовского (красивый дуэт составили Кристина Андреева и Семен Чудин), Grand pas из балета «Фестиваль цветов в Дженцано» (солисты Мана Кувабара и Алессандро Каггеджи), в программе концерта нашлось место и характерному танцу. Панадерос из «Раймонды» зажигательно исполнили Олеся Пичугина, Ильнур Гайфуллин (во второй день – Алина Штейнберг и Антон Полодюк). С поистине революционным запалом исполнили «Танец басков» Александра Елагина, Аделия Ялалова, Михаил Тимаев, Антон Полодюк и Глеб Кораблев, (во второй вечер – Лада Старкова, Лана Халимова, Александр Ахмедзянов, Федор Пискарев). В напоре страсти им не уступили Екатерина Первушина и Игорь Цвирко, готовые снести старый мир: балерина – стремительными вращениями, а танцовщик – мощными прыжками.
Своими трюками в па-де де «Дон Кихота» привык поражать зрителей казахский танцовщик Бахтияр Адамжан («Астана-Опера»). Его партнерша –Татьяна Мельник (Венгерский национальный балет) – тоже не отставала, продемонстрировав железные пуанты и фантастический баланс. Если бы не императив музыки, она могла бы стоять в позе на одном пятачке бесконечно.
36-й фестиваль имени Нуриева стал частью истории... Это был чудесный праздник, собравший на одной сцене замечательных служителей Терпсихоры. В них жила и билась частичка сердца Рудольфа.
Александр Максов, балетный критик (Москва)