Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: "Жизнь за царя"
04 ФЕВРАЛЯ 2024
«В Казани на драму нуль внимания, оперетка – скандал, а на «Жизнь за царя» – кассу сломали, так рвались за билетами» – эта хорошо известная местным театралам цитата характеризует тот накал напряжения, с которым 26 августа 1874 года в городе начались постоянные, столичного уровня, с обширным репертуаром, оперные сезоны. Их организовал известный актёр, режиссёр и антрепренёр Петр Михайлович Медведев, и первым спектаклем была опера М.Глинки «Жизнь за царя». Нетрудно подсчитать – этому событию 150 лет!
Опера «Жизнь за царя» – бесспорно, гениальное сочинение, которое, тем не менее, в наши дни является раритетом. В России это произведение ставят крайне редко, за рубежом её знают только узкие специалисты… И вот теперь, как и 150 лет назад, «Жизнь за царя» вновь появилась на казанской сцене, что уже само по себе крупнейшее событие всероссийского масштаба! А если учесть, что первым премьерным спектаклем «Жизни за царя» в Казани дирижировал маэстро Валерий Гергиев, то понятно, насколько повысился градус интереса.
Премьера оперы открыла программу XLII Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина. Нынешний Шаляпин-фест стал первым событием в серии мероприятий, посвященных 150-летию Казанской Оперы. Впереди в течение всего года зрителей ждет немало интересного.
«Постановка оперы «Жизнь за царя» – это наша дань уважения тем людям, которые стояли у истоков постоянных оперных сезонов в Казани», – подчеркнул директор Татарского академического театр оперы и балета имени Джалиля, основатель и бессменный руководитель Шаляпинского фестиваля Рауфаль Мухаметзянов. Добавим также, что партия Сусанина была одной из важных ролей в биографии Федора Ивановича Шаляпина, так что премьера спектакля оказалась во всех смыслах уместной в программе фестиваля его имени. «Хотя на этот раз публика кассу не ломала, билеты на оперу «Жизнь за царя» были проданы ещё в первых числах декабря, то есть за два месяца до премьеры», – провел историческую параллель заместитель директора театра Юрий Ларионов.
Итак, 2 и 3 февраля состоялось два премьерных спектакля с двумя составами солистов, собранных из пяти российских театров (кастинг-менеджер Елена Остроумова). Над постановкой работала команда признанных профессионалов – музыкальный руководитель Андрей Аниханов, режиссёр Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев. Была проведена большая работа по редакции оперы. Особую актуальность сочинения отметил режиссер-постановщик Юрий Александров: «Я патриот, и мне не всё равно, какие спектакли ставить... В «Жизни за царя» – патриотический сюжет. Это гениальное творение Глинки».
В первый фестивальный вечер за дирижёрским пультом был Валерий Гергиев. Этому предшествовали две большие репетиции: маэстро, который впервые дирижировал оркестром Татарского оперного театра, даже несколько поменял рассадку музыкантов в яме. Титульную партию пел солист театра им. Джалиля и Большого театра Михаил Казаков: пел мощно, ярко, выразительно и актёрски тоже. На сцене был большой артист! В партии Богдана Собинина выступил тенор Мариинского театра Кирилл Белов. Его голос насыщен обертонами, с очень ярким верхним регистром. Труднейшую сцену «Братцы, в метель» Кирилл героически спел в тональности оригинала, что делает ему честь. Для меня Кирилл Белов – открытие фестиваля. Приятным и неожиданным для меня стало появление в партии Антониды солистки Татарского театра оперы и балета Гульноры Гатиной. Всё у неё в тот вечер получилось, только хочу ей пожелать немного поработать над дикцией. А вот у исполнительницы роли Вани Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) была нелегкая задача: эта партия написана Глинкой для контральто – голоса, редчайшего по нынешним временам. У Сергеевой – меццо-сопрано, и было слышно, что кое-где тесситурно партия «не легла» на голос певицы.
Не могу не сказать несколько слов о коллективах театра. «Жизнь за царя» – хоровая опера, драматургическая и смысловая нагрузка на хор – огромная. Замечательная у казанского хора (главный хормейстер - Юрий Карпов) звучность, яркая тембральная окраска, но вот отсутствие хорошей дикции стало для меня минусом. Непросто было и оркестру театра, как и всем остальным, с двух репетиций привыкнуть к рукам Валерия Гергиева, к заданным им темпам и всей трактовке оперы.
Огромный пласт сценического времени во второй картине первого действия – так называемом «Польском акте» – занимают танцы . У хореографа-постановщика Надежды Калининой была непростая задача. Считается, что балетмейстер Ростислав Захаров в Большом театре сочинил эталонный вариант танцев «Польского акта» для постановки оперы «Иван Сусанин» 1939 года. Однако Надежда Калинина вместе с балетной труппой театра опровергли все каноны, выдав блистательный результат!
Публика в зале, подспудно понимая, что присутствует на историческом событии, своими аплодисментами и криками «Браво!» не давала возможности закрыть занавес. Так эмоционально воздействовала опера Глинки «Жизнь за царя» на зрителей!
Перед вторым премьерным спектаклем «Жизнь за царя» в Национальной библиотеке Республики Татарстан состоялась интересная лекция об истории оперы и творчестве М.И.Глинки. Лекция открыла образовательную программу форума, которую курирует литературная часть театра (Жанна Мельникова, Ярослава Балянина). С казанцами встретилась музыковед, главный редактор интернет-радио Мариинского театра Наталья Кожевникова (Санкт-Петербург). Моя коллега привела интересные факты из биографии Глинки, подробности сочинения им оперы «Жизнь за царя»; были представлены редкие звуковые иллюстрации. Порадовало, что в тот день в конференц-зале Национальной библиотеки собралось большое количество заинтересованных зрителей.
Во втором премьерном спектакле (3 февраля) пели, за исключением исполнителей ролей Антониды (Светлана Москаленко из Михайловского театра) и Собинина (тенор Московского театра «Новая опера» Нурлан Бекмухамбетов), те же артисты, что 2 февраля. В целом спектакль прошёл на высоком эмоциональном уровне – во многом потому, что все участники спектакля привыкли за месяц репетиций к темпам и рукам музыкального руководителя постановки – маэстро Андрея Аниханова (Санкт-Петербург).
На казанской сцене появился очень добротный спектакль, которому, как мне кажется, суждена долгая сценическая жизнь. Постановщики активно использовали видеоарт, проекции, что позволяло за секунды перенестись из деревни Домнино, где жил Сусанин, в Польшу, Москву или заснеженный лес. Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля можно поздравить с большой удачей – спектакль получился динамичным и очень логичным, в том числе благодаря новой музыкальной редакции. С премьерой!
Николай Рыбинский (Москва)
Опера «Жизнь за царя» – бесспорно, гениальное сочинение, которое, тем не менее, в наши дни является раритетом. В России это произведение ставят крайне редко, за рубежом её знают только узкие специалисты… И вот теперь, как и 150 лет назад, «Жизнь за царя» вновь появилась на казанской сцене, что уже само по себе крупнейшее событие всероссийского масштаба! А если учесть, что первым премьерным спектаклем «Жизни за царя» в Казани дирижировал маэстро Валерий Гергиев, то понятно, насколько повысился градус интереса.
Премьера оперы открыла программу XLII Международного оперного фестиваля им.Ф.И.Шаляпина. Нынешний Шаляпин-фест стал первым событием в серии мероприятий, посвященных 150-летию Казанской Оперы. Впереди в течение всего года зрителей ждет немало интересного.
«Постановка оперы «Жизнь за царя» – это наша дань уважения тем людям, которые стояли у истоков постоянных оперных сезонов в Казани», – подчеркнул директор Татарского академического театр оперы и балета имени Джалиля, основатель и бессменный руководитель Шаляпинского фестиваля Рауфаль Мухаметзянов. Добавим также, что партия Сусанина была одной из важных ролей в биографии Федора Ивановича Шаляпина, так что премьера спектакля оказалась во всех смыслах уместной в программе фестиваля его имени. «Хотя на этот раз публика кассу не ломала, билеты на оперу «Жизнь за царя» были проданы ещё в первых числах декабря, то есть за два месяца до премьеры», – провел историческую параллель заместитель директора театра Юрий Ларионов.
Итак, 2 и 3 февраля состоялось два премьерных спектакля с двумя составами солистов, собранных из пяти российских театров (кастинг-менеджер Елена Остроумова). Над постановкой работала команда признанных профессионалов – музыкальный руководитель Андрей Аниханов, режиссёр Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев. Была проведена большая работа по редакции оперы. Особую актуальность сочинения отметил режиссер-постановщик Юрий Александров: «Я патриот, и мне не всё равно, какие спектакли ставить... В «Жизни за царя» – патриотический сюжет. Это гениальное творение Глинки».
В первый фестивальный вечер за дирижёрским пультом был Валерий Гергиев. Этому предшествовали две большие репетиции: маэстро, который впервые дирижировал оркестром Татарского оперного театра, даже несколько поменял рассадку музыкантов в яме. Титульную партию пел солист театра им. Джалиля и Большого театра Михаил Казаков: пел мощно, ярко, выразительно и актёрски тоже. На сцене был большой артист! В партии Богдана Собинина выступил тенор Мариинского театра Кирилл Белов. Его голос насыщен обертонами, с очень ярким верхним регистром. Труднейшую сцену «Братцы, в метель» Кирилл героически спел в тональности оригинала, что делает ему честь. Для меня Кирилл Белов – открытие фестиваля. Приятным и неожиданным для меня стало появление в партии Антониды солистки Татарского театра оперы и балета Гульноры Гатиной. Всё у неё в тот вечер получилось, только хочу ей пожелать немного поработать над дикцией. А вот у исполнительницы роли Вани Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) была нелегкая задача: эта партия написана Глинкой для контральто – голоса, редчайшего по нынешним временам. У Сергеевой – меццо-сопрано, и было слышно, что кое-где тесситурно партия «не легла» на голос певицы.
Не могу не сказать несколько слов о коллективах театра. «Жизнь за царя» – хоровая опера, драматургическая и смысловая нагрузка на хор – огромная. Замечательная у казанского хора (главный хормейстер - Юрий Карпов) звучность, яркая тембральная окраска, но вот отсутствие хорошей дикции стало для меня минусом. Непросто было и оркестру театра, как и всем остальным, с двух репетиций привыкнуть к рукам Валерия Гергиева, к заданным им темпам и всей трактовке оперы.
Огромный пласт сценического времени во второй картине первого действия – так называемом «Польском акте» – занимают танцы . У хореографа-постановщика Надежды Калининой была непростая задача. Считается, что балетмейстер Ростислав Захаров в Большом театре сочинил эталонный вариант танцев «Польского акта» для постановки оперы «Иван Сусанин» 1939 года. Однако Надежда Калинина вместе с балетной труппой театра опровергли все каноны, выдав блистательный результат!
Публика в зале, подспудно понимая, что присутствует на историческом событии, своими аплодисментами и криками «Браво!» не давала возможности закрыть занавес. Так эмоционально воздействовала опера Глинки «Жизнь за царя» на зрителей!
Перед вторым премьерным спектаклем «Жизнь за царя» в Национальной библиотеке Республики Татарстан состоялась интересная лекция об истории оперы и творчестве М.И.Глинки. Лекция открыла образовательную программу форума, которую курирует литературная часть театра (Жанна Мельникова, Ярослава Балянина). С казанцами встретилась музыковед, главный редактор интернет-радио Мариинского театра Наталья Кожевникова (Санкт-Петербург). Моя коллега привела интересные факты из биографии Глинки, подробности сочинения им оперы «Жизнь за царя»; были представлены редкие звуковые иллюстрации. Порадовало, что в тот день в конференц-зале Национальной библиотеки собралось большое количество заинтересованных зрителей.
Во втором премьерном спектакле (3 февраля) пели, за исключением исполнителей ролей Антониды (Светлана Москаленко из Михайловского театра) и Собинина (тенор Московского театра «Новая опера» Нурлан Бекмухамбетов), те же артисты, что 2 февраля. В целом спектакль прошёл на высоком эмоциональном уровне – во многом потому, что все участники спектакля привыкли за месяц репетиций к темпам и рукам музыкального руководителя постановки – маэстро Андрея Аниханова (Санкт-Петербург).
На казанской сцене появился очень добротный спектакль, которому, как мне кажется, суждена долгая сценическая жизнь. Постановщики активно использовали видеоарт, проекции, что позволяло за секунды перенестись из деревни Домнино, где жил Сусанин, в Польшу, Москву или заснеженный лес. Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля можно поздравить с большой удачей – спектакль получился динамичным и очень логичным, в том числе благодаря новой музыкальной редакции. С премьерой!
Николай Рыбинский (Москва)