Дневник ХLII Шаляпинского фестиваля: «Паяцы» и просветительские лекции
12 ФЕВРАЛЯ 2024
Жгучая ревность и два убийства в одном действии – всё это происходит в опере композитора Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Композитор явился и автором либретто, которое создал на подлинный сюжет, взятый из криминальной хроники и судебных протоколов.
Опера «Паяцы» – одна из самых популярных в мире. В Казани спектакль был поставлен в 2021 году режиссёром Юрием Александровым и художником Вячеславом Окуневым. Примечательно, что в спектакле 10 февраля 2024 пели те же артисты, что участвовали в премьере, а за дирижёрским пультом был музыкальный руководитель постановки – маэстро Марко Боэми.
В опере «Паяцы» нет проходных партий – все главные, так уж сочинил Леонкавалло. Вот и в спектакле, о котором идёт речь, каждый из персонажей был на своём месте. Роль Канио исполнил тенор Ахмед Агади (Мариинский театр) – большой артист, с красивым голосом, артистизмом и темпераментом. Он всегда первым посылает импульс в зал, а уж потом получает в свой адрес аплодисменты. Так было и вчера. Недду пела Валенитина Феденёва (Михайловский театр), и это было идеальное попадание в роль прежде всего по голосу (сопрано lirico-spinto), что особенно ярко проявилось во второй части арии («Песня о птицах»).
Есть одна принципиальная особенность этого спектакля «Паяцы» в Татарском театре оперы и балета. Режиссёр Юрий Александров превращает сельского парня Сильвио в артиста бродячей труппы, что вполне логично и осмысленно. В тот вечер Сильвио пел Артур Исламов (театр им. Джалиля). У меня нет эпитетов, чтобы выразить словами его блистательное пение. Роскошный лирический баритон Артура надо слышать!
Есть в этой опере персонаж, страдающий комплексом неполноценности – это Тонио. Его пел и замечательно играл солист Большого театра Республики Беларусь Станислав Трифонов. И даже то, что он, как выражаются вокальные педагоги, «открытым звуком» берет верхние ноты, не помешало восприятию публикой этого персонажа. Замечательно спел свою, некогда очень популярную, маленькую, но очень ответственную «серенаду Арлекина» Дамир Закиров (Михайловский театр). Не могу не отметить со знаком «плюс» хор театра им. Джалиля (главный хормейстер Юрий Карпов), а также оркестр, ведомый маэстро Марко Боэми (Италия), хотя иногда он увлекался большой звучностью.
В финале оперы, когда по сюжету на глазах у публики жестоко «убивают» двух ни в чём не повинных молодых людей, зрители испытали настоящий катарсис, наградив артистов длительными аплодисментами. И это чудо создали артисты!
В последние годы Шаляпинские фестивали – это не только оперные спектакли, но и концерты, и просветительские программы. На этот раз фестивалю выпало много юбилейных дат. Главный юбилей нынешнего форума – 150 лет Казанской Опере. Этой дате была посвящена очередная лекция образовательной программы Шаляпинского фестиваля (10 февраля). Казанский музыковед Евгения Шигаева во всех подробностях поведала нам об организации постоянных оперных сезонов в Казани. И я в который раз замечаю, как увеличилась аудитория на таких просветительских мероприятиях, что очень отрадно.
2024 – также год больших юбилеев русских композиторов: Глинки (220 лет со дня рождения), Мусоргского (185) и Римского-Корсакова (180). Всё это не забытые имена, взятые с запылённой книжной полки, а великие композиторы, оперы которых ставились и ставятся на казанской сцене (и не только) на протяжении всех 150 лет. С лекцией о Модесте Петровича Мусоргском и Николае Андреевиче Римском-Корсакове 8 февраля выступила музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова (Москва). Ольга выстроила свой рассказ, опираясь на документальные свидетельства, переписку композиторов. Лекция прошла в выставочном зале Национальной библиотеки РТ при немалой аудитории слушателей. Жаль, что в этом зале не очень хорошо работал микрофон, что несколько затрудняло восприятие.
Фестиваль продолжается и приближается к одной из своих кульминаций – дню рождения великого Федора Ивановича Шаляпина. Следите за следующими выпусками дневника!
Николай Рыбинский (Москва-Казань)