Дневник XLII Шаляпинского фестиваля: «Борис Годунов» в день рождения великого артиста
14 ФЕВРАЛЯ 2024
Ежегодно 13 февраля – день рождения Фёдора Ивановича Шаляпина – отмечается в Казани на фестивале, носящем имя великого артиста, оперой «Борис Годунов». Кажется, так было всегда, но на самом деле такая традиция появилась, если не ошибаюсь, в 2006 году. А до этого многие Шаляпинские фестивали (в том числе самый первый, в 1982 году) открывались этой оперой.
Но почему именно «Борис Годунов», а не какая-то другая опера из репертуара Федора Ивановича? Наверное потому, что молодой Шаляпин в 1898 году в театре С.И.Мамонтова возродил к жизни забытый шедевр Мусоргского, а потом пел в этой опере по всему миру. Шаляпин исполнял в этой опере и Бориса, и Пимена, и Варлаама…
В течение всего дня в Казани проходили разнообразные события, приуроченные к 151-й годовщине со дня рождения великого уроженца города. Утром в церкви Богоявления, где крестили младенца Федю, был отслужен молебен. В полдень были возложены цветы к изумительному (первому в мире) памятнику Федору Шаляпину работы скульптора А.Балашова, а также к мемориальной доске на доме на улице Пушкина, где некогда родился будущий певец. А перед спектаклем на сцене театра им.Джалиля состоялось вручение первой Республиканской Шаляпинской премии. Учрежденная в 2023 году, она предназначена для молодых артистов за достижения в области музыкального искусства с вручением на конкурсной основе раз в два года. Первыми обладателями премии оказались бас Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля Ирек Фаттахов и певец и актер Айдар Сулейманов. Для меня приятным сюрпризом стало вручение Шаляпинской премии Иреку Фаттахову, поскольку за его творческим ростом я внимательно слежу. «Моя мечта – спеть на сцене нашего театра Мельника в опере Даргомыжского «Русалка» и Бориса Годунова – роли шаляпинского репертуара», – рассказал журналистам Ирек Фаттахов. Пусть его мечта сбудется!
«Борис Годунов» в Казани идет с декорациями и костюмами, выполненными по эскизам великого театрального художника Ф.Ф.Федоровского. В оригинальной версии этот спектакль был поставлен режиссером Л.В. Баратовым в Большом театре в 1948 году – и до сих пор эта постановка сохраняется в репертуаре нашего оперно-балетного флагмана. В Казани постановка осуществлена в 2005 году, версию Баратова бережно перенес режиссер Михаил Панджавидзе.
За столько лет жизни Шаляпинского фестиваля партию царя Бориса здесь спели, пожалуй, все лучшие басы советского и постсоветского времени. На XXX фестивале в этой роли выступил немецкий бас Рене Папе. Но в последние время чаще всех в партии Бориса выступает солист Татарского академического театра оперы и балета и Большого театра, выпускник Казанской консерватории Михаил Казаков. Не был исключением и вечер 13 февраля. У этого артиста тембр голоса, как мне кажется, невероятно подходит к партии Бориса: вокально всё точно, каждый нюанс на месте, а в рисунке роли нет ничего случайного, авантюрного – образ выверен до мелочей. Вот поэтому публика его Годунову очень верит. На какой бы сцене он ни выступал, он всегда имеет оглушительный успех, как и на спектакле в день рождения Шаляпина.
Партнёрами по сцене Михаила Казакова были артисты, хорошо известные казанской публике: тенор Большого театра Олег Долгов – Самозванец, Лариса Андреева (Московский театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) – Марина Мнишек, Роман Муравицкий (Большой театр) – в партии князя Шуйского, Алексей Тихомиров («Геликон-опера») – летописец Пимен, Михаил Колелишвили (Мариинский театр) – беглый монах Варлаам. Эти артисты, как говорится, были на своём месте, показав во всей красе и голоса, и высокий уровень артистизма. Отдельной строкой выделю со знаком «плюс» меццо-характерного тенора из Мариинского театра Андрея Зорина в небольшой, но важной роли Юродивого. Дебют артиста на Шаляпинском фестивале был очень успешным.
Несколько слов о хоре... Этой опере Мусоргский определил такой жанр, как народная музыкальная драма: хор в ней играет важнейшую драматургическую роль. Хор театра проявил себя очень достойно. Поклонники оперы ещё долго после спектакля не отпускали со сцены артистов вместе с дирижёром Василием Валитовым («Новая опера»). Я ненароком обратил внимание на публику после спектакля – с какими просветлёнными лицами люди выходили из зрительного зала театра. Вот она – волшебная сила искусства!
Николай Рыбинский (Москва-Казань)