КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Илмар Лапиньш: «Люблю работать там, где любят музыку»

Илмар Лапиньш: «Люблю работать там, где любят музыку»

28 ФЕВРАЛЯ 2024

Илмар Лапиньш: «Люблю работать там, где любят музыку»

Дирижер Илмар Лапиньш, заслуженный деятель искусств России, за полвека своей творческой деятельности выступил в концертных залах двадцати пяти стран мира, сотрудничал с крупнейшими коллективами и выдающимися солистами России и Европы. В 1970-х он был главным дирижером Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. 

Ольга Сигова побеседовала с маэстро Лапиньшем о прошлом и настоящем – о периоде его работы в Казани и об участии в XLII Шаляпинском фестивале, на котором он дирижировал «Аидой» Верди.


– Как случилось, что Вы стали главным дирижером оперного театра в Казани?

– Когда я окончил консерваторию в Ленинграде, то сначала год проработал в Ярославле, а потом стал «свободным художником» без постоянного места работы, много ездил по гастролям. В Советском Союзе это не приветствовалось, и мне несколько раз намекали, что за тунеядство могут посадить. А в 1975 меня пригласили сюда – в Татарский театр оперы и балета.

– Вы три года проработали в Казани. Что происходило в это время в театре?

– Меня встретил здесь главный режиссёр театра Ильгиз Мазитов. Мы с ним сдружились и всё лето строили театральные планы на будущее, но так вышло, что его перевели в Филармонию на должность художественного руководителя. Но дружба наша осталась, а вместе с ней и общая творческая деятельность: мы провели концерты в Москве, в Казани. А позже в Вене я поставил «Дон Жуана» Моцарта так, как здесь его делал Ильгиз.

В семидесятых в театре были прекрасные солисты: Геннадий Васько, Юрий Борисенко, Эльвира Хабибуллина, Раиса Нуриева, Саид Раинбаков. Атмосфера была хорошая. Какая сейчас – не могу сказать, ведь я приезжий «музейный экспонат», которому все улыбаются. Но сам театр — замечательный. Я считаю, что историю делают личности, а театр делает человек. И здесь это Рауфаль Мухаметзянов, который уже более 40 лет руководит, на мой взгляд, мирового масштаба театром с прекрасными хором и оркестром.

– Что вам больше нравится – управлять симфоническим или театральным оркестром?

– Я вообще не люблю управлять, я люблю участвовать в процессе. Есть дирижеры, которые считают, что оркестр – их рояль, и они на нем играют. Но мы все делаем общее дело. Работа дирижера – согласовывать и направлять музыкантов. Я люблю работать там, где любят музыку. 

– Шаляпинский фестиваль существует уже более сорока лет. Но, если не ошибаюсь, Вы впервые на фестивале?

– Да, на Шаляпинском фестивале я впервые. Я считаю, что это большое событие не только для Казани, но и для всего мира. Здесь я увидел высочайший уровень спектаклей благодаря труженикам театра, образцовому состоянию здания, мастерству и слаженности оркестра, хора, балета, солистов. Приглашённые звёзды одни не смогли бы сделать праздник без четко налаженного механизма театра. Браво Рауфалю Мухаметзянову!

– На фестивале вы дирижировали «Аидой». Расскажите, что для Вас самое важное в работе над операми Верди.

– Я очень люблю Верди, он невероятно многогранный композитор. Два гиганта в оперном жанре – это Чайковский и Верди. Верди можно сравнить с Жюлем Верном, который писал о разных местах мира, не выходя из своей комнаты. Он жил в Париже, но у него есть роман даже про Иркутск [роман «Михаил Строгов» – прим. автора]! А у Верди — все страны и эпохи: Египет в «Аиде», ветхозаветная история в «Набукко», Средневековье в «Риголетто», испанская инквизиция в «Доне Карлосе»...

В исполнении опер Верди очень важна целостность, чтобы опера пронизывалась единой смысловой линией. Нужно найти и стиль для каждого произведения: в «Аиде» это величественная картинная статика. Важно и чтобы певцам было удобно. Я старался не нарушить драматургию, которую придумал очень хороший режиссер Юрий Александров. Я с большим уважением отношусь к его работам.

– Вот уже 15 лет Вы являетесь художественным руководителем Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии. За это время Вы создали профессиональный союз, свою команду. А как работается с другими оркестрами, когда надо найти взаимопонимание за несколько репетиций?

– Сейчас я стараюсь никуда не ездить, потому что у меня есть хороший слаженный оркестр. Начиная работу с другими, я часто испытываю дискомфорт. Первые четыре года в Иркутске я работал без второго дирижера, каждый день выходил к оркестру, отменил все заграничные поездки. И в результате все удалось! Оркестранты всегда видят тебя насквозь, видят, знаешь ли ты партитуру. Если знаешь хорошо, если им комфортно, то они улыбаются. Мне в Казани улыбались. 

– Три года назад на youtube-канале Иркутской филармонии была интересная рубрика: «Шутки от маэстро Лапиньша». Не могли бы Вы сейчас возродить ее на один выпуск и рассказать какой-то забавный случай, связанный с Вашей работой в Татарском оперном театре?

– Да, расскажу одну историю. День рождения Ленина, мы делаем концерт с Ильгизом Мазитовым, большим выдумщиком. Около двадцати человек стоят на двухметровом подиуме, затем к ним выходит народный артист СССР Шаукат Биктемиров, загримированный под Ленина и произносит реплику: «Товарищи! Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась!»

На репетициях всё было хорошо. И вот настал день концерта. Биктемиров произносит реплику, и в этот момент подиум падает! Я смотрю: Мазитов позеленел, директор побелел, ведь на концерте сидит весь обком. Я выпрыгиваю из оркестровой ямы, раненых не обнаруживаю, возвращаюсь к оркестру. Тогда там работал старый скрипач по фамилии Завада. Он сказал: «Илмар Артурович, а вот при Сталине бы Вас за это расстреляли», – а потом ещё долго улыбался, представляя, как расстреливают дирижёра.


Блиц-интервью

– Ваше любимое симфоническое произведение?

– «Румынская рапсодия» Джордже Энеску.

– Есть ли у Вас домашнее животное?

– У меня была кошка на протяжении девятнадцати лет, но в прошлом году она скончалась.

– Ваше хобби?

– Музыка для меня – и хобби, и работа.

– Чем бы Вы занимались, если бы не дирижирование?

– Журналистикой. Я работал когда-то журналистом на латвийском радио, даже ездил корреспондентом в 1967 году на «Варшавскую осень».

– Главное качество хорошего дирижера?

– Любой дирижер сначала должен быть человеком. Наверное, это самое главное.

– Ваше любимое место на Земле?

– Вот несколько «моих» мест: Рига, Петербург, Москва, Томск, Иркутск, вся Сербия и Казань.