КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Иакинф»

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Иакинф»

22 МАЯ 2024

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Иакинф»

Отнюдь не часто на отечественной балетной сцене появляются спектакли, поставленные на специально заказанную музыку. Еще реже рождаются произведения о реальных исторических персонажах. Балет «Иакинф» – именно такой редкий позитивный пример. 21 мая 2024 этот спектакль впервые был показан в рамках XXXVII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева.

В центре спектакля яркая личность – архимандрит Русской православной церкви Иакинф (в миру – Никита Бичурин). Это был крупный ученый-востоковед и путешественник начала XIX века. Знаток китайского языка, он стал одним из основоположников русской синологии.

Иакинф, происходивший из семьи сельского дьяка, родился в селе Акулево, Цивильского уезда, Казанской губернии Российской империи. В Казани окончил духовную академию, что, по всей видимости, вызвало дополнительный интерес к этой личности со стороны Татарского театра имени Мусы Джалиля и авторов будущего спектакля. К работе директор театра Рауфаль Мухаметзянов привлек сильный творческий состав: либреттиста Рената Хариса, композитора Резеду Ахиярову, хореографа Александра Полубенцева (Санкт-Петербург) и художника Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург). Мировой премьерой, состоявшейся в сентябре 2023 года, дирижировал Айрат Кашаев из Большого театра,

Действие трех актов разворачивается в разных городах – Казани, Пекине, Санкт-Петербурге и отражает взлеты и перипетии судьбы главного героя. Материал позволил Полубенцеву живописно изложить биографию Иакинфа – человека страстного, разностороннего.

В результате годового сценического проката спектакль обрел «плоть». Ушло волнение премьеры, образы красочно высветились. Очень проникновенно "прозвучало" трио первого акта. Оно изобретательно поставлено хореографом на мелодичную лирическую музыку Ахияровой. Хореография, осмысленная и выразительная, позволила исполнителям донести до зрителей противоречивые чувства героев. Аманда Гомес (Татьяна) передала деликатность положения девушки, желающей смягчить удар своего отказа во взаимности молодому Никите Бичурину (Ильнур Гайфуллин). Сложные психологические аспекты этого фрагмента, а также дальнейшей встречи Александра (Вагнер Карвальо), Никиты и Татьяны переданы абсолютно органичным поведением всех участников. Не менее ярко и психологически достоверно выглядел напряженный дуэт Никиты и безнадежно влюбленной в него Натальи (Александра Елагина).

Ильнур Гайфуллин в заглавной роли мастерски воплотил глубину своего героя, его страстность и страдания, связанные с безответной любовью, предательством собратьев-церковников, внутренними противоречиями. Его энергичный танец был поддержан умелой драматической игрой.

Актерский ансамбль подобрался на славу: величественный Ангел-хранитель Глеба Кораблева, непроницаемый китайский Мандарин Дениса Исаева. Великолепный образ гаденького, гнусного Дьяка – безупречная актерская работа Станислава Сырадоева.

В «Иакинфе» в гармонии находятся классический танец, стилизованный китайский фольклор, акробатика (например, в номере воинов кунг-фу) и режиссура мизансцен. Поэтому зрелищность здесь не противоречит ни философской глубине, ни поэтичности. Спектакль снискал теплый прием и овации зрителей.

Александр Максов