Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Корсар» и встреча с Г.Яниным
20 МАЯ 2024

19 мая в рамках XXXVII Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева был дан «Корсар» А.Адана.
Через пятнадцать лет после «Жизели», открывшей, наряду с «Сильфидой», прекрасную эру романтизма в балетном театре, Адан сочинил партитуру «Корсара», которому было суждено войти в классику этого жанра. Премьера «Корсара» состоялась в Opéra de Paris 23 января 1856 года. В Петербурге «Корсар» публика увидела в Большом каменном театре два года спустя, 12 января 1858 года. Основываясь на хореографии Мазилье, балет поставил французский хореограф Жюль Перро, один из постановщиков «Жизели», который с 1841 по 1859 годы работал в городе на Неве.
В сюжете «Корсара» (формально основанного на одноименной поэме Байрона) есть все необходимое для зрительского успеха – история про пиратов с кораблекрушением, похищениями, любовными страстями и коварными предательствами… Хореография спектакля удивительно разнообразна: здесь и пряный колорит восточных танцев (Алжирский танец – Олеся Пичугина, диковатый Палестинский – Диана Зарипова), и торжествующая гармония классики (трио одалисок – Дина Андронова, Лана Халимова и Екатерина Федотова). Мариус Петипа ввел в спектакль величественную картину «Оживленный сад», ставшую настоящим шедевром хореографии, как и pas d`esclave Гюльнары и Ланкедема на музыку П.Ольденбургского (его блистательно исполнили гости фестиваля Ирина Сапожникова и Шота Онодэра). Эти золотые страницы хореографии бережно сохранены постановщиком казанского спектакля «Корсар» Владимиром Яковлевым.
Главные партии в спектакле 19 мая исполнили солисты Казахского национального театра оперы и балета имени Абая – Малика Ельчибаева (Медора), Нельсон Пенья (Конрад) и Богдан Вербовой (раб Али). Только за последний год Вербовой стал лауреатом двух международных конкурсов – «Молодой балет мира» (в Сочи) и «Гран-При надежд» (в Москве). Своим уверенным танцем он оправдал звание лауреата.
Кубинец Пенья, несмотря на рост 195 см, был вполне техничен в solo и крепок в поддержках. Интересно, испытывает ли Ельчибаева страх высоты, когда столь высокий партнер возносит ее на вытянутых руках над сценой? Сама балерина не ведает технических преград, однако к ней есть одно пожелание относительно интерпретации роли. По происхождению Медора гречанка, но все же живет на Востоке. Вряд ли восточная девушка могла бы так явно выражать свою симпатию и нежность по отношению к незнакомому мужчине при первой же встрече. И Ельчибаева, и пропорционально сложенная Ирина Сапожникова (Башкирский театр оперы и балета) обладают прекрасным вращением, что и не преминули показать, в частности, оснастив свои виртуозные fouettes дополнительными «мелизмами».
Пуанты Сапожниковой врезались в сцену, как нож в масло – это производит эффект! А партнер Сапожниковой и ее коллега по башкирскому театру Шота Онодэра, помимо технической свободы, в высшей степени артистичен. Он словно энерджайзер носится по сцене, с размаха высокого прыжка пикирует в глубокое plié, чтобы из него «выстрелить» телом в воздух. И всё это в образе жадного до золотишка торговца живым товаром.
Отметим вклад в успех спектакля дирижера – еще одного представителя театра имени Абая Нуржана Байбусинова.
***
В рамках параллельной программы 18 мая театр пригласил любителей балета в казанский Дом актера им.М.Салимжанова на творческую встречу с заслуженным артистом России, солистом и педагогом-репетитором Большого театра Геннадием Яниным. Его в Татарстане хорошо знают: Янин не раз выступал в спектаклях театра им.М.Джалиля, давал мастер-классы танцовщикам, принял эстафету вступительного слова перед началом фестивальных представлений у многолетнего блистательного ведущего Сергея Коробкова. Причем, поддержал высокий уровень жанра.
Непревзойденный создатель балетных образов (достаточно вспомнить его отвратительного Модеста в «Анюте», алчного Ланкедема в «Корсаре», загадочную колдунью Мэдж в «Сильфиде», ушлую вдову Симону а «Тщетной предосторожности», мстительную Фею Карабос в «Спящей красавице», уж не говоря о Шуте в «Лебедином озере»), Янин со свойственным ему артистизмом начал общение с публикой. Человек бездонной эрудиции в области музыкального театра, он обладает превосходной памятью: непринужденно цитирует киногероев, классические пьесы. Обаятельный, ироничный, в том числе, по отношению к самому себе, Янин умеет держать внимание зала. Неслучайно, одержав впечатляющую победу в кастинге именитых телеведущих, он уже много лет бессменно ведет телепередачу «Абсолютный слух» на канале «Россия-Культура». Кажется, даже «случайные» оговорки Янин делал умышленно, чтобы тут же исправляясь, придать словам милую эмоциональную краску. Перлами тонкого юмора Янин сыплет непринужденно, а вот «метать бисер» (к примеру, перед нерадивыми учениками) не собирается.
Зрители расспросили Геннадия о его пути в искусстве, годах учебы, об исполненных на сцене Большого театра партиях, о работе с молодежью, понятии «амплуа» в хореографии. Отвечая на вопрос о хобби, герой встречи отметил, что спортом занимается для поддержания формы, а вот умением готовить еду – гордится. Любимый композитор? Сегодня Оффенбах, завтра Шопен, Моцарт, Верди, Чайковский… Присутствующие с удивлением узнали, что подлинной страстью Янина является даже не балет, а оперное искусство.
Остроумие, обаяние и харизма героя способствовали созданию легкой, импровизационной, радостной атмосферы вечера.
Александр Максов