КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

25 МАЯ 2024

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Лебединое озеро»

23 мая в рамках XXXVII Международного Нуриевского фестиваля состоялся показ «Лебединого озера» П.И.Чайковского - спектакля, который называют символом русского балета.

Этот балет был впервые поставлен в 1877 году в московском Большом театре. В 1895 году новую постановку осуществили Мариус Петипа и Лев Иванов. «Лебединое озеро» - очень поэтичный спектакль: в нем волшебство, борьба Добра со Злом, любовь, а главное – высокая гармония целого.

Считается, что на сочинение музыки Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей», а позже, уже по заказу Московской дирекции Императорских театров, создал свое бессмертное произведение. Чайковский, часто и, в принципе, охотно сочинявший по заказам, взялся за этот труд, как он писал, «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина».

В истории балета партитура «Лебединого озера» революционна: Чайковский, утверждавший, что «балет – та же симфония», написал ритмически удобную для танцев музыку. Однако прежние принципы сочинения стереотипных «дансантных» мелодий его перо превратило в музыку высокого поэтического обобщения. Привычная дивертисментность балетных партитур преобразовалась в лирические темы сквозного развития, что позволило по-новому подойти и к созданию хореографии.

Обо всем этом поведал во вступительном слове лауреат Премии Москвы, доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Трубочкин, успешно дебютировавший на Нуриевском фестивале в качестве ведущего. Музыка балета оказалась близка душе дирижера Нуржана Байбусинова: оркестр пламенел чувствами и вдохновлял танцовщиков.

Успеху спектакля способствовали замечательно выверенный кордебалет, солисты первой картины (Pas de trois – Анастасия Власова, Екатерина Ледачкова, Салават Булатов), лебединых сцен (Маленькие лебеди - Диана Андронова, Анна Альтергот, Лана Халимова, Екатерина Федотова; Большие лебеди – Каролина Заборне, Екатерина Ледачкова, Аделия Ялалова), характерных танцев. Таинственные волны зла, насылаемые огненными крыльями Ротбарта – Ильнура Гайфуллина, грозили разлучить и погубить влюбленных. Мрачному колдуну в канве спектакля противостоял неунывающий Шут Алексея Помыткина. Солист Московского академического детского музыкального театра имени Н.Сац произвел хорошее впечатление: впечатлили виртуозные вращения и головокружительные révoltades этого добряка-весельчака.

Главные партии вели солисты Большого театра России. Зигфрид Дмитрия Выскубенко живет и воспитывается в любви благородной матери (Королева – Марина Бескровная), в окружении добрых сверстников, вне опасностей и мелких невзгод. Впрочем, этот романтический и поэтичный принц скорее излучает не солнечное сияние: его натура светится лунными бликами. Именно поэтому в сгущающихся сумерках душа Зигфрида устремляется в неведомые дали, приводя его к загадочно-тревожному ночному озеру. Выскубенко развивает образ: безмятежного и сдержанного юношу при встрече с Одеттой охватывает любовное томление; с трагическим порывом он бросается вымолить прощение любимой за невольное предательство и проявляет рыцарскую храбрость в победоносной схватке с Ротбартом. Физические данные артиста благоприятны, его танец техничен и академичен. В дуэте Выскубенко – надежный кавалер, способный чутко следить за партнершей и в случае надобности выправить ситуацию. Динамичные jetés еn tournant он превратил в метафору удали и пылкости чувств. К слову, впервые это движение исполнил в спектакле «Лебединое озеро» Большого театра Константин Иванов. Юрий Григорович оценил красоту графики тела в пространстве, умение наполнить комбинацию образностью и мощной энергией, а потому дал согласие Иванову на данную интерпретацию коды.

Примечательно, что в Казани Дмитрий исполнил соло Зигфрида в хореографии Константина Сергеева, тогда как в «гобойной» вариации Одиллии Ева Сергеенкова, исполнительница двойной роли Одетты-Одиллии, обратилась к хореографии Григоровича. Балерина обладает прекрасной формой и без труда справляется с техническими сложностями. Свою Одетту Ева увидела девушкой-лебедем в глубокой печали, практически смирившейся со своей злой участью. И потому из ее души не вырывается пронзительного крика о помощи. Все меняет встреча с Принцем, теперь Одетта не сразу, но начинает верить, надеяться на спасение от колдовских чар. Эту идею передает танец непринужденного дыхания, сотканный из замирающих arabesques и трепетных pas battu. Во втором акте все грозное, суровое, резкое, что таит в себе дьявольский образ Одиллии, балерина смягчает. В ней нет никакой агрессии. Томная обольстительность Одиллии-Сергеенковой – словно черный бриллиант, чье загадочное поблёскивание заставляет принца усиленно биться над разгадкой – Одетта ли перед ним, и что в ней неуловимо изменилось? И только шквал «стервозных» fouettés, исполненных в головокружительном темпе, окончательно подавляет сознание Принца.

Зрители тепло приняли гостей и спектакль в целом.

Александр Максов