КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: новые форматы и загадочная «Пиковая дама»

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: новые форматы и загадочная «Пиковая дама»

07 ФЕВРАЛЯ 2023

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: новые форматы и загадочная «Пиковая дама»

Я уже обратил ваше внимание в своих заметках на то, что нынешний 41-й фестиваль имеет три составляющих – оперная, камерно-вокальная и образовательная. В последнюю из программ входит блок открытых репетиций. Это относительно новая форма работы театра со зрителями. Поначалу на некоторые оркестрово-сценические репетиции театра имени М.Джалиля допускались только члены Клуба любителей оперы, существующего в Казани с 1986 года. Но учитывая огромный, а в этом году небывалый интерес казанских меломанов к Шаляпинскому фестивалю, его организаторы пошли на расширение этого формата. На открытые репетиции стали продавать билеты за символическую цену, а перед публикой организовывать выступления с комментариями кого-то из авторитетных театроведов.

Первой такой открытой репетицией стала «Пиковая дама» П.И Чайковского (5 февраля). Все 500 билетов были проданы за 1-2 рабочих дня в театральной кассе. В зале была явно заинтересованная публика, которая внимательно слушала яркий и объёмный комментарий московского театроведа Александра Минкина. Я уверен, что такая форма работы со зрителями будет жить на Шаляпинских фестивалях. В программе запланированы ещё несколько таких открытых репетиций и они, надеюсь, вызовут не меньший интерес, чем эта.

Кроме того, 5 февраля в Национальной библиотеке Республики Татарстан состоялась первая лекция образовательной программы. О работе Шаляпина в Мариинском театре рассказала музыковед из Санкт-Петербурга Наталья Кожевникова. Звучали записи с голосом великого певца, были рассмотрены наиболее яркие образы, созданные им… Цикл мероприятий «К 150-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

А теперь, собственно, о «Пиковой даме», показ которой состоялся 6 февраля. Когда в спектакле собираются артисты из разных театров, городов и даже стран, порою не знакомые друг с другом, и практически с одной репетиции поют на сцене, то я не перестаю удивляться тому чуду, что мы называем оперой. Состав певцов в этой «Пиковой» был подобран на редкость удачно, даже для таких «дефицитных» партий, как Герман и Лиза. Последнюю пела сопрано Мариинского театра Татьяна Павловская. У неё большой, красивый голос, она была хороша по образу. Яркое впечатление оставил Олег Долгов (Большой театр): его тенор spinto был ровным, звонким во всех регистрах, что только добавляло впечатлений от образа такой трудной партии, как Герман.

Хорош во всех отношениях был баритон Александр Краснов («Урал Опера») в партии Томского. Он один, а может быть, и лучший в этой роли за последние годы на фестивале в Казани. Опера называется «Пиковая дама», а стало быть, главная героиня – Графиня. Исполнительница этой партии Елена Витман (Мариинский театр) создала образ, вполне достойный Шаляпинского фестиваля.

Не буду рассуждать в этом обзоре о режиссуре Юрия Александрова. В течение всего спектакля у меня невольно возникали вопросы: «А это кто?» «А это зачем?» «А это почему?» А вот о работе художника-постановщика Виктора Герасименко стоит сказать особо. Мне когда-то казалось, что лучше, чем Владимир Дмитриев в Большом театре (постановка 1944 года), никто не представит «Пиковую» на оперной сцене. С этим спектаклем Большой театр объездил половину мира, на родной сцене он был более сорока лет... И вот казанский спектакль 2017 года! Художник Виктор Герасименко представил нам визуальный образ Петербурга – города туманного, зыбкого, таинственного. Всё решение спектакля – в камне: он то малахит, то мрамор, а художественный свет и видеопроекции только добавляют впечатлений от спектакля.

Оперой дирижировал Марко Боэми (Италия). На мой взгляд, темпы у него были в каких-то местах партитуры излишне быстрые, в каких-то (сцена у Зимней канавки) –медленные... Было бы несправедливо, если б я не отметил пение хора театра: артистам есть что петь в этой опере, а в этой постановке ещё и – не удивляйтесь – танцевать. Браво!

Оперный фестиваль имени Шаляпина продолжается, до встречи в следующих выпусках дневника!

Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/@kazan_opera-dnevnik-41-go-shalyapinskogo-festivalya-novye-formaty-i-zaga

Николай Рыбинский (Москва)