Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Борис Годунов»
15 ФЕВРАЛЯ 2025

Самые главные утро, день и вечер Шаляпинских фестивалей, безусловно, 13 февраля – в день рождения великого артиста Фёдора Ивановича Шаляпина! Утром в церкви Богоявления, где крестили младенца Федю, был отслужен молебен. К 11 часам у замечательного памятника Шаляпину на пешеходной улице Баумана (бывшей Проломной) стали собираться многочисленные поклонники искусства, чтобы возложить цветы (впрочем, как и к мемориальной доске на улице Пушкина – к дому, во флигеле которого родился Федор Иванович). А в округе из репродукторов звучал бессмертный могучий голос певца... Потом была пешеходная экскурсия по шаляпинским местам Казани и концерт в музее Шаляпина и Горького, где вручили именную шаляпинскую стипендию. Не остался в стороне в ряду этих мероприятий и театр им.Джалиля.
Конечно, главное событие 13 февраля в программе фестиваля – музыкальная драма «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского на сцене Татарского театра оперы и балета им.Джалиля. Когда-то Шаляпин возродил это сочинение к жизни в Русской частной опере С.И.Мамонтова. Благодаря Фёдору Ивановичу «Борис Годунов» стал одной из самых популярных русских опер во всём мире. В разных странах, театрах и спектаклях Шаляпин пел партии Бориса, Варлаама и Пимена – ещё и поэтому оперу называют самой «шаляпинской».
Так уж случилось, что в последний раз Шаляпин был в Казани в августе 1912 года. Тогда он специально нанял фотографа, чтобы увековечить себя в любимых его сердцу местах. Шаляпин обожал Казань, гордился ею и считал лучшим городом на Земле. И если бы не было Казани с её городским театром, где впервые отрок Федя услышал оперу, которой был околдован, то мы, может быть, не имели бы нашего гения...
За годы проведения Шаляпинского форума партию-роль Борис Годунова на фестивале спели все ведущие российские басы своего времени (не пел только Евгений Нестеренко, о чём потом, как он мне признавался, очень сожалел). Уже много лет в партии Годунова с оглушительным успехом выступает выпускник Казанской консерватории Михаил Казаков (ТАГТОиБ им.Джалиля, Большой театр). Его голос и актёрский дар заставляют публику верить, сопереживать от начала и до конца спектакля. Так было и на этот раз.
В этой опере чрезвычайно важно быть не только хорошим певцом, но и незаурядным актёром. Собрать артистов на фестивальный спектакль – дело не из лёгких. На этот раз был представлен состав солистов из четырёх театров: Андрей Валентий (Пимен) из Беларуси, Сергей Семишкур (Самозванец) и Михаил Колелишвили (Варлаам) из Мариинского театра, Екатерина Лукаш (Марина Мнишек) из Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Роман Муравицкий (Шуйский) из Большого театра. Важнейшей составляющей в драматургии этой оперы является хор (главный хормейстер Юрий Карпов), неслучайно Мусоргский обозначил «Бориса Годунова» как народную музыкальную драму. Дирижировал спектаклем Василий Валитов (Москва). По окончании спектакля публика ещё долго не отпускала со сцены его артистов и участников.
Особо скажу о постановке «Бориса Годунова» в Татарском академическом театре оперы и балета им.Джалиля. Спектакль здесь идёт в декорациях, выполненных по эскизам великого театрального художника Фёдора Федоровского, с режиссурой Леонида Баратова. Этот спектакль был задуман как копия того, что создали художник и режиссёр в Большом театре в 1948 году, и поставлен в Казани в 1993-м.
Шло время, оперный театр столицы Татарстана со спектаклями объездил всю Западную Европу, менялись артисты, театр пережил реконструкцию, театральные костюмы ветшали, декорации амортизировались… В таких случаях руководство того или иного театра зачастую снимает спектакль с репертуара, и о нём забывают на десяток лет. Но как может жить театр на родине Шаляпина без самой шаляпинской оперы? И вот директор театра, один из основателей Шаляпинского фестиваля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов принимает соломоново решение – оставить «Борис Годунова» в версии Баратова в афише театра, но с условием обновления в кратчайшие сроки декораций и костюмов (по эскизам Федоровского). Новую режиссёрскую редакцию деликатно сделал в 2005 году Михаил Панджавидзе. В казанском театре спектакль «Борис Годунов» сохраняется, как музейный. И часто при открытии занавеса, к примеру, в сцене «У фонтана», в зале раздаются аплодисменты – значит, всё было сделано верно.
Спектакль 13 февраля был посвящен памяти солиста театра им. Джалиля, выдающегося тенора, народного артиста СССР Азата Аббасова (1925-2006). Примечательно, что он пел партию Шуйского на первом Шаляпинском фестивале в 1982 году. В нынешнем году Азату Зиннатовичу исполнилось бы 100 лет. Накануне спектакля своими воспоминаниями о певце в интересной беседе с аудиторией поделился его младший коллега, народный артист Татарстана Эдуард Трескин. Лекция прошла в Национальной библиотеке РТ.
А программа XLIII Международного оперного фестиваля имени Шаляпина продолжится 16 февраля оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама». Об этом спектакле – в следующем выпуске дневника.
Николай Рыбинский (Казань – Москва)