Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Манон Леско»
12 ФЕВРАЛЯ 2025
43-й Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина всё набирает обороты: если вы не согласны со мной, значит, вы не были на представлении в концертной версии оперы «Манон Леско» Джакомо Пуччини в театре имени Джалиля 11 февраля.
Когда композитор задумал сочинить оперу на сюжет романа аббата Антуана Франсуа Прево о Манон Леско, его не смутило, что эту историю на оперной сцене 10 годами ранее уже воплотил Жюль Массне. Пуччини лишь сказал: «У Массне Манон – француженка, это пудра и менуэт, а у меня – итальянка, то есть страсть и отчаяние». Так оно и получилось…
Наверное, «Манон Леско» – это единственный случай в истории мировой оперы, когда над либретто работали четыре литератора и даже композитор Руджеро Леонкавалло. Либретто и музыка оказалась удачными, и премьера успешно прошла в Турине, в Театре Реджо в 1893 году. Именно с этого момента к Пуччини пришло настоящее признание.
В репертуаре театра имени Джалиля и на Шаляпинских фестивалях никогда не было этой оперы. Стало быть, «Манон Леско» можно без преувеличения назвать большой премьерой. Надо сказать, что в России сейчас опера «Манон Леско», если не ошибаюсь, идёт только Мариинском театре – да и то очень редко и в концертном исполнении.
На пресс-подходе артисты Светлана Касьян и Ахмед Агади, исполнившие главные партии в спектакле, а также дирижёр из Азербайджана Эйюб Кулиев – в один голос отметили трудность партитуры этой оперы. Тем не менее, для каждого из них спектакль в Казани не был премьерным. Более того, Светлана Касьян исполняла партию Манон в том самом Театре Реджо в Турине…
Шаляпинский фестиваль не в первый раз практикует показы опер в концертной версии, вернее в формате semi-stage – то есть без костюмов, грима и декораций, но с некоторыми мизансценами и видео-артом (художественно-сценическое решение – Екатерина Аронова). Я много раз замечал, что казанская публика никогда в таких случаях не бывает обделённой! Это к вопросу о режиссуре в опере – тем более, что для опер Пуччини, как некоторые считают, не нужен режиссёр, а нужна лишь правильная атмосфера спектакля.
Пуччини утверждал, что его Манон – «итальянка, то есть страсть». У сопрано Светланы Касьян (Манон) в первом действии, как мне кажется, немного не хватало страстности, но по мере развития сюжета певица «добавляла» эмоции, краски голоса, что было очень органично – по окончании спектакля она имела оглушительный успех. Очень эмоционально провел свою партию тенор Ахмед Агади (де Грие): его голос звучал на удивление звонко, ярко. Исполнители небольших партий не выпадали из ансамбля, и каждый был на своём месте: и Юрий Ившин (Леско), и Ирек Фаттахов (Жеронт), и Дамир Закиров (Эдмонд), и Роберт Миннуллин в крохотной партии Сержанта.
Партитура «Манон Леско» – непростая, как, впрочем, и во всех операх Пуччини. Дирижёр Эйюб Кулиев блистательно с ней справился, сделал её, как принято говорить, «своею». Внимательный по отношению к певцам и к хору, он был полным хозяином действа. В «Манон Леско» на Шаляпинском фестивале всё и вся было сосредоточено на музыке.
После последнего аккорда оперы зрители отблагодарили артистов оглушительной 10-минутной овацией.
Николай Рыбинский (Москва-Казань)