Дневник 43-го Шаляпинского фестиваля: «Сююмбике»
10 ФЕВРАЛЯ 2025

8 февраля в программе 43-го Шаляпинского фестиваля состоялся показ оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой.
С начала XXI века в театре имени Джалиля с завидным постоянством стали появляться новые балетные и оперные спектакли татарстанских авторов. В 2001 году был поставлен балет «Сказание о Йусуфе» Леонида Любовского. В 2006 году состоялась мировая премьера оперы о судьбе великого татарского поэта Габдуллы Тукая: композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис назвали её «Любовь поэта». В 2014-м появился балет «Золотая Орда», в 2018-м году – опера о легендарной правительнице казанского ханства Сююмбике, а полтора года назад, осенью 2023-го репертуар театра пополнил балет «Иакинф» (либретто Рената Хариса, музыка Резеды Ахияровой). Кроме того, в 2011-м, можно сказать, реанимировали из небытия оперу Назиба Жиганова «Джалиль», сочинённую ещё в середине 1950-х годов: к 100-летию со дня рождения композитора она была возобновлена в новой редакции и интересной постановке режиссёра Михаила Панджавидзе. Сейчас и «Сююмбике», и «Джалиль», и «Золотая Орда», и «Иакинф» востребованы и любимы публикой наравне с операми Верди и балетами Чайковского...
«Сююмбике» – опера на исторический сюжет, действие спектакля происходит в середине XVI века. При этом авторы не ставили задачу строго придерживаться истории, ведь любая опера – это прежде всего художественное произведение. Получилось сложное многоплановое произведение в жанре «большой оперы» в очень яркой, запоминающейся постановке режиссера Юрия Александрова и художника Виктора Герасименко. Честь им и хвала!
После премьеры «Сююмбике» в 2018 году московский оперный критик Александр Матусевич написал: «Композитор Ахиярова мастерски работает с разными пластами народной музыки, умело вплетая в партитуру русский и татарский фольклор – оттого столь гармоничны особенно «касимовское» и «московское» действия». Это абсолютная правда. Рельефны и колоритны главные герои оперы. И в этом заслуга не только режиссёра, композитора, либреттиста, но и самих артистов – солистов театра имени Джалиля. В партии Сююмбике выступила Гульнора Гатина, Кошчак – Артур Исламов, Шигалей – Филюс Кагиров, царь Иван – Ахмед Агади (Мариинский театр). По всем составляющим это были замечательные работы.
Надо сказать, что сольные партии в этой опере очень непростые – особенно, у главной героини Сююмбике: ей нужно преодолевать голосом плотную оркестровую фактуру, а также выполнять сложные мизансцены. И со всем этим Гульнора Гатина блистательно справилась. Выделю эффектную «Сцену с платком» в ее исполнении и ряд других сцен. Очень приятное и невероятно трогательное впечатление на публику произвёл исполнитель роли Утямыша, чудо-мальчик и настоящий маленький артист – казанский школьник Аскар Сибгатуллин.
Драматургически оправданным (как и должно быть в жанре «большой оперы») стало появление в спектакле развёрнутых хореографических сцен, прекрасно исполненных балетной труппой театра. Огромная роль в этой эпической опере принадлежит хору (главный хормейстер – Юрий Карпов). Уверен, что композитор Резеда Ахиярова, зная невероятные художественные возможности хора театра, определила его роль в своей опере не в качестве "поющей толпы", а как драматургически важный элемент.
Отмечу и оркестр, ведомый уверенной рукой главного дирижёра театра Рената Салаватова. Партитура оперы очень насыщенная, густая, сложная, однако всё в тот вечер у оркестра получилось. Всё, о чем я сказал выше, в полной мере ощутила публика в зрительном зале – таких оваций, невероятного количества криков «Браво!» на этом Шаляпинском фестивале не было, кажется, даже на премьере оперы «Кармен».
Продолжается просветительская параллельная программа Шаляпинского фестиваля. 7 февраля в Национальной библиотеке РТ состоялась лекция «В круге Шаляпина: композиторы». О взаимодействии, дружбе и творческом сотрудничестве Ф.И.Шаляпина с Рахманиновым, Римским-Корсаковым, Массне и другими композиторами рассказала музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова. Информационно насыщенная, дополненная фото- и аудио-иллюстрациями лекция встретила живой отклик аудитории.
Впереди зрителей ожидает премьера концертной версии оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско». О ней – в следующем выпуске нашего Дневника.
Николай Рыбинский (Москва-Казань)