Конец XVIII века
1791 год - начало общедоступных театральных представлений в Казани (в первой мужской гимназии). В гимназическом театре вскоре была учреждена должность капельмейстера, что связано с постановкой не только драматических, но и музыкальных спектаклей.
1803-1814
Работа труппы П.П.Есипова в собственном деревянном здании Казанского театра (постройка располагалась неподалеку от современного здания ТАГТОиБ им.М.Джалиля). В репертуаре наряду с драматическими произведениями - комические бытовые оперы русских композиторов и композиторов-иностранцев, работавших в России. В этот период времени театральные труппы ещё не имели чёткого деления на драматический и оперный состав: и оперы, и пьесы шли в исполнении одних и тех актёров.
1851
В Казань приехала группа итальянских оперных певцов во главе с Амалией Корбари – так казанцы впервые познакомились с профессиональными оперными артистами. Гастроли прошли в только что выстроенном в центре Казани каменном здании театра.
Здание Казанского городского театра в середине XIX века
1874
Антрепренер, «собиратель русской сцены» Петр Михайлович Медведев сформировал постоянную оперную труппу с солистами, хором, оркестром и балетной группой и 26 августа представил казанской публике оперу М.Глинки «Жизнь за царя». Эта дата – 26 августа 1874 года - является точкой отсчета постоянных оперных сезонов в Казани.
Государственных оперных театров с постоянной труппой в то время в России было всего два: Мариинский в Петербурге и Большой в Москве; в провинции оперные труппы представляли из себя частную антрепризу. К 1870-м годам постоянные оперные сезоны были только в Киеве и Одессе, Московская частная опера C.И.Мамонтова открылась в 1885 году, опера С.И.Зимина в Москве появилась лишь в 1904 году, так что Казань стала третьим городом в провинции, который обзавёлся собственной оперной труппой, дававшей представления на протяжении всего театрального сезона.
Афиша спектакля "Жизнь за царя" (1874)
1874-1880, 1884-1888
Оперным делом в Казани руководит П.М.Медведев. В эти годы поставлено 38 опер, в том числе Д.Верди, Д.Мейербера, Д.Обера, Д.Россини, П.Чайковского, А.Даргомыжского, А.Серова, Э.Направника, А.Рубинштейна, Ж.Бизе, Ш.Гуно. Если прибавить к этому 13 оперетт Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, Ф.Зуппе, можно представить себе, насколько насыщенной и богатой была музыкальная жизнь Казани в 1870-80-е годы.
Конец XIX-начало XX века
«Эстафету» Медведева подхватили антрепренер Михаил Матвеевич Бородай (с 1893 года), а после Николай Иванович Соболыциков-Самарин (с 1901 года). Репертуар пополнился новыми произведениями, к исполнению ведущих партий приглашались известные певцы, в том числе зарубежные. На казанской сцене выступали выдающиеся певцы А.П.Боначич, И.В.Тартаков, А.М.Давыдов, М.К.Максаков, Н.Н.Фигнер, Ю.Ф.Закржевский, Э.Ф.Боброва-Пфейфер, А.П.Ухтомская-Баронелли, Е.П.Кадмина, за дирижёрским пультом стояли У.И.Авранек, В.И.Сук, И.О.Палицын, дирижировавшие впоследствии в Большом и Мариинском театрах.
1899
В дни празднования 100-летней годовщины А.С.Пушкина на гастроли приезжал уроженец Казани Федор Иванович Шаляпин, исполнивший партии Мельника в «Русалке», Сусанина в «Жизни за царя», Галицкого в «Князе Игоре».
Начало XX века
Казань имеет прочную репутацию «оперного» города, входя в «восьмерку» российских провинциальных оперных центров с постоянно действующей труппой (Тифлис, Одесса, Киев, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Баку). По уровню постановок, по культуре исполнения казанский оперный театр не уступал театрам столичным, а иногда, по свидетельству современников, и превосходил их. Некоторые оперы были поставлены на казанской сцене раньше, чем на сценах императорских театров. Постоянство оперных сезонов потребовало заботы о кадрах, подготовки певцов из местных любителей, артистов оркестра, хора. В Казани стало развиваться музыкальное образование, начали создаваться музыкальные школы и училища.
События 1917-1918
Тяжело отразились на культурной жизни Казани. Тем не менее, и в этом сложном сезоне оперные спектакли не прекращались.
1919
Здание Казанского городского театра полностью сгорело. Оперной труппе было предоставлено помещение Красноармейского дворца (бывшего Нового театра), и спектакли продолжались вплоть до осени 1922 года.
1924
Сформирована «Комиссия по организации татарской оперы», результатом работы которой стала представленная в июне 1925 года первая татарская опера «Сания», созданная содружеством композиторов В.И.Виноградова, С.X.Габаши и либреттиста и певца Г.С.Альмухамедова.
1921-1933
Оперное дело в Казани «подхватил» Александр Александрович Литвинов - скрипач, дирижёр, педагог, директор Музыкального техникума. Под его руководством в этот период осуществляются постановки двух десятков опер. Спектакли шли в залах нынешнего театра им.Тинчурина, Качаловского театра, в Алафузовском театре, открытом летнем театре сада «Эрмитаж».
1934
СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра.
Тогда же было принято решение о создании при Московской консерватории Татарской оперной студии, целью которой была подготовка исполнительских, композиторских кадров для театра. Республика субсидировала студию суммой в 1 миллион рублей. На учебу в Москву отправились лучшие творческие силы Татарстана – композиторы С.Сайдашев, Л.Хамиди, М.Музафаров, Н.Жиганов, Дж.Файзи, З.Хабибуллин, Ф.Яруллин; певцы Г.Кайбицкая, С.Садыкова, Х.Забирова, З.Байрашева, А.Измайлова, М.Булатова, М.Рахманкулова, М.Алеев, Ф.Насретдинов, Н.Даутов, а также музыковеды и драматурги. Занятия вели видные профессора и педагоги Московской консерватории – Г.Литинский, Б.Шехтер, А.Александров, М.Владимирова и др.
Студия завершила работу в декабре 1938 года. Студийцы вернулись в Казань, и началась подготовка к открытию театра.
Постановление "Об организации Татарского оперного театра"
1936
Возведение нового здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Николая Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство здания театра затянулось на 20 лет.
Строительство современного здания театра
17 июня 1939
Татарский государственный оперный театр открылся премьерой оперы Н.Жиганова «Качкын» («Беглец»). По мнению театроведа Юрия Благова, открытие театра «не было, по сути, созданием некоего нового театра, а скорее стало логическим завершением затянувшегося неофициального существования Казанской оперы, воссозданием того оперного театра, который существовал в Казани к этому времени уже шестьдесят пять лет...».
1941
Название «Татарский государственный оперный театр» меняется на «Татарский государственный театр оперы и балета».
Постановление о переименовании театра
1945
Премьера первого татарского балета «Шурале» на музыку Ф.Яруллина.
28 сентября 1956
Оперой Н.Жиганова «Алтынчеч» открыто новое здание театра. В том же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза, поэта Мусы Джалиля, в 1939-1941 годах работавшего в театре заведующим литературной частью.
1957
Премьера оперы Н.Жиганова «Джалиль».
1960-70-е
Развитие театра, накопление классического репертуара, «утверждение» татарской оперы и балета.
1982
В Казани был основан Оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина, который с тех пор ежегодно проводится на родине великого русского певца в феврале (13 февраля - день рождения Ф.И.Шаляпина).
1987
Создание Фестиваля классического балета, который с 1993 года носит имя выдающегося танцовщика Рудольфа Нуриева.
1988
Театру было присвоено звание «академический».
Конец 1980-х
Изменение художественно-административной модели театра, введение директором Рауфалем Мухаметзяновым контрактной системы, позволяющей привлечь к работе над спектаклями наиболее талантливых режиссеров, балетмейстеров, художников, исполнителей.
1994
Начало активной гастрольной деятельности оперной и балетной трупп театра в странах Европы. В течение 20 лет театра ежегодно выезжает в страны Старого Света (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе гастролей за рубежом дается до 120 спектаклей в год.
2005
Капитальная реконструкция здания театра. Техническая оснащенность на уровне европейских стандартов позволяет создавать спектакли со сложной сценографией, световыми эффектами.
2006
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства вручена создателям балета «Сказание о Йусуфе» - композитору Леониду Любовскому, автору либретто Ренату Харису, а также танцовщику Нурлану Канетову.
2008
Национальной театральной премии России «Золотая маска» удостоен исполнитель роли Тукая в опере Р.Ахияровой «Любовь поэта» Ахмед Агади.
2012
Ведущая солистка театра Альбина Шагимуратова удостоена Национальной театральной премии России «Золотая маска» за исполнение роли Лючии в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля «Лючия ди Ламмермур».
2014
26 июня 2014 года балет «Золотая Орда», мировая премьера которого состоялась в сентябре 2013 года на сцене Татарского академического театра им.М.Джалиля, транслировался в прямом эфире на европейском телеканале «Mezzo». Национальный балет увидели около 150 млн. человек из 40 стран мира.
2015
14 и 15 апреля 2015 года на сцене ТАГТОиБ им.М.Джалиля состоялась мировая премьера спектакля на музыку Мессы си минор И.С.Баха «DONA NOBIS PACEM» («Даруй нам мир»). Постановку осуществил легендарный танцовщик, выдающийся хореограф, актер, художник, поэт Владимир Васильев. Сразу после казанской премьеры Татарский театр оперы и балета им.М.Джалиля показал спектакль «DONA NOBIS PACEM» в Москве, на Исторической сцене Большого театра России. Показ спектакля в столице состоялся 18 апреля – в день 75-летнего юбилея Владимира Викторовича Васильева.
2015
25 апреля 2015 года состоялось вручение Государственной премии РТ им.Г.Тукая. Лауреатом премии стала творческая группа Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля в составе: Рауфаль Мухаметзянов (автор идеи, художественный руководитель проекта), Георгий Ковтун (балетмейстер-постановщик), Кристина Андреева (балерина, исполнительница роли Джанике), Михаил Тимаев (премьер труппы, исполнитель роли Духа хана Батыя).
2015
9 мая 2015 года, в день 70-летия Великой Победы, на главном европейском телеканале классической музыки Mezzo (вещание на более 50 стран Европы и мира, аудитория около 40 млн человек) состоялась трансляция спектакля Татарского академического государственного театра оперы и балета «Джалиль» – оперы о беспрецедентном мужестве советского народа в годы Великой Отечественной войны, о подвиге татарского поэта Мусы Джалиля, погибшего в фашистских застенках в августе 1944 года.
2016
Первый фестиваль татарской песни «YЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» («Ветер перемен») состоялся 5 и 6 ноября 2016 года. Идея создания фестиваля принадлежит Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову.
2018
Мировая премьера оперы "Сююмбике" (26, 27 сентября). Композитор - Резеда Ахиярова, либреттист - Ренат Харис, режиссер-постановщик Юрий Александров.