КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Борисенко Юрий Владимирович

Народный артист ТАССР и Каракалпакской АССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1984).

Биография
Фотографии
Родился 9 октября 1940 года в городе Комсомольск-на-Амуре. Артист оперы (бас), камерный певец, педагог. Окончил Новосибирскую государственную консерваторию (1971).

В 1968-73 годах – солист Новосибирского театра оперы и балета, с 1973 года – Татарского театра оперы и балета. Одновременно с 1980 – преподаватель по классу сольного пения Казанского консерватории, с 1997 – доцент, с 2005 – профессор.

***

…Шел 1973 год. В Татарском театре оперы и балета «у руля» стояли молодые художественные руководители. В репертуарном списке оперных премьер на ближайшее будущее планировались «Риголетто», «Фауст», «Дон Жуан», «Севильский цирюльник». Возобновлению подлежали ранее поставленные «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Аида»… В исполнительском составе текущего репертуара происходила замена уходящих со сцены певцов молодежью. Так в театре появился молодой перспективный бас Юрий Борисенко из Новосибирска.
Родившись в Сибири, в городе с «серьезной» промышленностью (судостроение, машиностроение и т.п.), Ю.Борисенко, как и все его сверстники, мыслил себя «технарем» и после окончания вуза начал работать на одном из заводов.

В городе был драматический театр, два музея, два вуза. Юра охотно занимался в студенческом самодеятельном театральном кружке, а позднее органично включился и в заводскую самодеятельность. Но еще ему нравилось петь. Пением увлекся он поневоле, еще в детстве. Юрий Владимирович с юмором рассказывал, что его первым учителем пения было радио. Оставленный родителями дома под замком за мальчишеские шалости, вслед за голосом, звучавшим по радио, проказник с увлечением распевал: «О, дайте, дайте мне свободу!». Со временем репертуар шалуна становился все более богатым, потому не удивительно, что студенческие, а позднее и заводские самодеятельные концерты не обходились без Юрия Борисенко.

В Новосибирскую консерваторию Юрий Владимирович поступает в 1965 году. Студентом третьего курса становится стажером Новосибирского театра оперы и балета. Борисенко повезло с учителями. Е.Дидковский, А.Зак, Э.Пасынков – имена широко известные тогда в музыкальном мире. Не меньше повезло ему с наставниками и в Казани. Ю.Борисенко сразу попал в компанию молодых единомышленников, чей энтузиазм и желание «строить» свой театр помогали преодолевать все мыслимые и немыслимые трудности.  Это хорошо обученные прекрасные музыканты Юрий Кочнев (главный дирижер), Вахит Тагиев (главный режиссер, после Казанской консерватории окончивший еще и ГИТИС, ныне РАТИ), Ильгиз Мазитов и  целая плеяда одаренных певцов, недавних выпускников Казанской консерватории, которые  становятся партнерами Юрия Борисенко. «Пришелец» хорошо вписался в коллектив и сразу занял ведущее положение.
 
В первые три года работы в театре Юрий Борисенко поет Монтероне, Спарафучиле («Риголетто»), Мефистофеля («Фауст»), Рамфиса («Аида»), Лепорелло («Дон Жуан»), Мельника («Русалка»), Дулькамару («Любовный напиток»), Галицкого, Кончака («Князь Игорь»), Базилио («Севильский цирюльник»), Гремина («Евгений Онегин»). 
«Из певцов выделился недавно пришедший в труппу Ю.Борисенко (возможно, Мефистофель – лучшая его партия), - пишет Г.М.Кантор. – Стройная, гибкая фигура, подчеркнутая галантная ироничность, а главное, могучий голос, легко наполнявший зал, снискали ему заслуженный успех» («Татарский академический театр оперы и балета им.М.Джалиля», Казань, 1994, с.66).

Музыкальная критика отметила и другую работу Ю.Борисенко. «Из основных персонажей выделяется обладатель великолепного голоса Ю.Борисенко в многогранной, чрезвычайно сложной роли Лепорелло» (там же, с.65).

Сезон 1975-76 годов положил начало новому этапу в жизни театра. После пятнадцатилетнего отсутствия по приглашению Правительства Республики в театр возвращается Н.К.Даутов. В период работы с Н.К.Даутовым открываются новые грани таланта певца: Ю.Борисенко предстает, с одной стороны, великолепным комическим актером (Дон Базилио в «Севильском цирюльнике»), и трагедийным, с другой стороны (Федор Протасов в одноименной опере советского композитора Б.Гибалина по пьесе Л.Н.Толстого «Живой труп». Постановка была приурочена к 150-летию писателя).  Критика отмечала, что молодой артист сыграл роль Протасова «по-настоящему талантливо и свежо». Сам Борисенко признавался, что ему пришлось проделать огромную внутреннюю работу, чтобы почувствовать и передать сложнейшую гамму переживаний своего героя. К сожалению, спектакль недолго продержался на сцене. Юрий Владимирович работал с увлечением. Во многих спектаклях он был единственным исполнителем: Верховный жрец Рамфис («Аида»), ватажный князь Галицкий («Князь Игорь»), несчастный Мельник («Русалка»)…

Встреча с Н.К.Даутовым была поистине большой удачей для Ю.В.Борисенко: «О театре Даутова можно вспомнить как о замечательном актерском театре, где все актеры были открыты и воспитаны самим режиссером. «…» В театре Н.Даутова артист становится главным действующим лицом. Любители оперы ходят не только на конкретные спектакли, но и для того, чтобы увидеть, послушать любимого певца. «…» Блестящее владение Н.Даутовым методикой воспитания оперного артиста во многом обусловлено и тем, что он сам был в прошлом выдающимся артистом и певцом» (Г.Кантор).

Отдавая должное режиссерскому видению, Ю.Борисенко в процессе создания роли сам много работал над накоплением материала, постижением внутреннего мира героя, поисками внешней формы. «Нияз Курамшевич всегда находил возможность прислушаться к мнению солистов, - вспоминал Борисенко, - и, не нарушая в целом концепции спектакля, пойти навстречу их пожеланиям».

В те годы время от времени проводилась аттестация всех без исключения артистов, и руководители цехов были обязаны писать для тарификационной комиссии на своих подопечных краткие характеристики. Эта относится к 1985 году. Приведем ее текст полностью, она стоит того, ибо в 1986 году Н.К.Даутова не стало, и оценка, данная мэтром любимому певцу, звучит как напутствие:

«Ю.В.Борисенко один из ведущих солистов нашей оперной труппы. Обладатель голоса крупного, красивого, ровного на всем диапазоне (бас), он поет весь репертуар театра. Такие партии, как Борис Годунов, Мефистофель, Дон Базилио, Мельник, Алеко, Собакин, Федор Протасов, являются большими художественными достижениями не только в его деятельности, но и в деятельности нашего театра. Счастливое сочетание прекрасного голоса с ярким актерским дарованием делают его работу в театре бесценной. Необходим в дальнейшей работе театра» (стиль автора сохранен).

Более чем за 35 лет работы на оперной сцене Юрием Борисенко создано 60 партий разнопланового характера. Один из лучших в этой череде образов – образ Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского. Казалось бы, для каждого певца, знакомого с творчеством великого Шаляпина, открыты широкие подходы к раскрытию образа Годунова – «лепить роль с Шаляпина» - благо литературы об этом достаточно. Но путь подражания был не для Ю.Борисенко. Успех его ждал на пути изучения исторических реалий – проникновения в психологию реального прототипа героя, из благих намерений вставшего на путь преступления. Обе постановки оперы (1980, 1993) принесли талантливому артисту заслуженный успех. И не только в России, на и за рубежом, на гастролях театра в Чехословакии, Бельгии, Дании, Голландии. «Юрий Борисенко дал нам возможность познакомиться с настоящим русским басом», «… голос и актерский талант Юрия Борисенко – исполнителя главной партии (Борис) – выше всякой критики» - так писала о нем голландская пресса во время европейских гастролей оперной труппы театра.

Еще одна удача Ю.Борисенко – бесчисленное число раз возобновляемая с 1985 года опера Римского-Корсакова «Царская невеста». В ней он является единственный незаменимым исполнителем роли Собакина (Юрию Владимировичу довелось сыграть не одну роль страдающего отца – Мельник, Кочубей, Король Рене, граф Монтероне)…

Большое место в жизни певца всегда занимала концертная деятельность, в том числе шефская и благотворительная. Его слушателями были рабочие, военнослужащие, студенты. Он - постоянный участник правительственных концертов и концертов, посвященных значительным событиям в жизни Республики.
Программы концертов Ю.Борисенко включают арии из опер, романсы классиков и современных композиторов, народные песни. Часто он был первым исполнителем произведений композиторов Татарстана. Прекрасно звучит в его исполнении цикл романсов Р.Яхина на стихи М.Джалиля («Моабитская тетрадь»).

Юрий Борисенко - продолжатель Шаляпинских традиций и постоянный участник ежегодно проводимого театром Международного оперного фестиваля имени великого русского певца. Он был также в составе жюри I конкурса молодых оперных певцов им.Ф.И.Шаляпина в феврале 1989 года, проведенного в рамках Шаляпинского фестиваля. Председателем жюри был Б.Минжилкиев.
Высочайший профессионализм, огромный талант, исключительное трудолюбие завоевали артисту неизменные любовь и уважение публики, а также всего коллектива театра. В приветственном адресе, врученном певцу в честь 60-летия, коллеги писали: «..труд, вложенный Вами в историю оперного искусства Татарстана, неоценим».

В сезоне 1995-96 годов Ю.Борисенко стал лауреатом Приза зрительских симпатий, основанного Клубом любителей оперы, за партию Бориса Годунова.
Свой творческий опыт Юрий Владимирович Борисенко передает своим ученикам в Казанской государственной консерватории. Солист Татарского академического театра оперы и балета Ю.В.Борисенко для них является примером творческого долголетия. Свой 70-летний юбилей артист отметил блистательным исполнением партии Пимена в спектакле «Борис Годунов», приуроченном к этой знаменательной дате.

Рамзия Такташ