Булатова Мунира Закирова
Народная артистка ТАССР (1950), народная артистка РСФСР (1957).
Биография
Фотографии
Артистка оперы (меццо-сопрано), концертно-камерная певица, педагог, музыкально-общественный деятель.
Мунира Закировна Булатова (настоящая фамилия Бикбулатова) родилась в Архангельске. Будущая певица рано осиротела и с 1920 года воспитывалась в Казанской школе-интернате. Окончив в 1930 году индустриальный техникум, работала мастером свечного цеха на Казанском заводе им.Вахитова. Здесь же она начала выступать в самодеятельности.
В 1934-1936 годах Мунира Булатова училась в Казанском музыкальном училище (класс К.А.Апухтиной), в 1936 году по приглашению Н.Г.Райского поехала в Москву в Татарскую оперную студию, которую окончила спустя два года (класс профессора М.В.Владимировой). Позже, в 1948-1953 гг., совершенствовала свое вокальное мастерство в Московской государственной консерватории (класс М.В.Владимировой), а в сезоне 1949/1950 годов, будучи стажером Большого театра в Москве, выступала в партиях Полины и Миловзора («Пиковая дама»). Столичная пресса отмечала ярко выраженную исполнительскую культуру, хорошую вокальную школу, естественность и проникновенность драматической игры.
В 1939 году Мунира Булатова была принята солисткой в труппу Татарского театра оперы и балета. Молодая певица дебютировала в партии Бикэ ("Качкын" Н.Жиганова). Оперная карьера Муниры Булатовой продолжалась 40 лет, до 1979 года. Обладательница прекрасного звучного голоса полного диапазона, Мунира Булатова выделялась яркой сценической внешностью и актерским дарованием, проявившимся как в драматических, так и в лирических партиях. «В игре М.Булатовой всегда есть ощущение второго плана - так насыщены подтекстом паузы, взгляды, движения» (Я.Винецкий).
Основные партии Муниры Булатовой:
В классических операх:
Кармен («Кармен»), Любаша («Царская невеста»),
Графиня, Полина, Миловзор ("Пиковая дама"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Зибель ("Фауст"), Ольга, няня ("Евгений Онегин"), Княгиня ("Русалка"), Сузуки ("Чио-Чио-сан"), Слепая ("Джоконда"), Лючия ("Сельская честь")
В татарских операх и музыкальных комедиях:
Тугзак ("Алтынчеч" Н.Жиганова ), Бикэ ("Качкын"(«Беглец») Н.Жиганова ), Хаят ("Джалиль" Н.Жиганова ), Джиган («Башмагым» ("Башмачки") Дж.Файзи), Разия ("Самат" Х.Валиуллина), Шэрифэ Бикэ ("Наемщик" С.Сайдашева — А.Ключарева ), Мэрфуга ("Тапшырылмаган хатлар" ("Неотосланные письма") Дж.Файзи), Мэхмузэ ("Кодача" («Свояченница») З.Исмагилова), Бибиджамал ("Кияулэр" («Женихи») С.Садыковой — Р.Губайдуллина).
Начиная с 1940 года Мунира Закировна вела большую концертную деятельность, исполняла произведения татарских и русских композиторов, была первой исполнительницей большинства романсов Р.Яхина. Выступала с концертами в Средней Азии, на Украине, на Дальнем Востоке, в Закавказье, выезжала и в зарубежные страны - Болгарию, Румынию, Монголию. «В камерных концертах Булатовой слушателей привлекает красивый, бархатного тембра сильный голос артистки, ее умение мгновенно перевоплотиться, в небольшой вокальной миниатюре создать емкий впечатляющий образ. Внимание к выразительности каждой фразы, четкость и ясность дикции, тщательность отделки всех деталей в сочетании с большой музыкальностью и тембровым богатством голоса, делают эти концертные выступления значительными явлениями в музыкальной жизни Казани и республики» (С.Раимова). Один из последних сольных концертов певицы состоялся осенью 1992 года. В музыкальном фонде ГТРК "Татарстан" хранятся многочисленные записи певицы.
С 1978 года Мунира Булатова преподавала сольное пение в Казанском государственном институте культуры, воспитала целую плеяду учеников. Была музыкально-общественным деятелем: более 10 лет избиралась председателем Татарского отделения ВТО, возглавляла Казанское отделение общества Советско-Чехословацкой дружбы.
По материалам статьи Гульшат Нигматуллиной
Мунира Закировна Булатова (настоящая фамилия Бикбулатова) родилась в Архангельске. Будущая певица рано осиротела и с 1920 года воспитывалась в Казанской школе-интернате. Окончив в 1930 году индустриальный техникум, работала мастером свечного цеха на Казанском заводе им.Вахитова. Здесь же она начала выступать в самодеятельности.
В 1934-1936 годах Мунира Булатова училась в Казанском музыкальном училище (класс К.А.Апухтиной), в 1936 году по приглашению Н.Г.Райского поехала в Москву в Татарскую оперную студию, которую окончила спустя два года (класс профессора М.В.Владимировой). Позже, в 1948-1953 гг., совершенствовала свое вокальное мастерство в Московской государственной консерватории (класс М.В.Владимировой), а в сезоне 1949/1950 годов, будучи стажером Большого театра в Москве, выступала в партиях Полины и Миловзора («Пиковая дама»). Столичная пресса отмечала ярко выраженную исполнительскую культуру, хорошую вокальную школу, естественность и проникновенность драматической игры.
В 1939 году Мунира Булатова была принята солисткой в труппу Татарского театра оперы и балета. Молодая певица дебютировала в партии Бикэ ("Качкын" Н.Жиганова). Оперная карьера Муниры Булатовой продолжалась 40 лет, до 1979 года. Обладательница прекрасного звучного голоса полного диапазона, Мунира Булатова выделялась яркой сценической внешностью и актерским дарованием, проявившимся как в драматических, так и в лирических партиях. «В игре М.Булатовой всегда есть ощущение второго плана - так насыщены подтекстом паузы, взгляды, движения» (Я.Винецкий).
Основные партии Муниры Булатовой:
В классических операх:
Кармен («Кармен»), Любаша («Царская невеста»),
Графиня, Полина, Миловзор ("Пиковая дама"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Зибель ("Фауст"), Ольга, няня ("Евгений Онегин"), Княгиня ("Русалка"), Сузуки ("Чио-Чио-сан"), Слепая ("Джоконда"), Лючия ("Сельская честь")
В татарских операх и музыкальных комедиях:
Тугзак ("Алтынчеч" Н.Жиганова ), Бикэ ("Качкын"(«Беглец») Н.Жиганова ), Хаят ("Джалиль" Н.Жиганова ), Джиган («Башмагым» ("Башмачки") Дж.Файзи), Разия ("Самат" Х.Валиуллина), Шэрифэ Бикэ ("Наемщик" С.Сайдашева — А.Ключарева ), Мэрфуга ("Тапшырылмаган хатлар" ("Неотосланные письма") Дж.Файзи), Мэхмузэ ("Кодача" («Свояченница») З.Исмагилова), Бибиджамал ("Кияулэр" («Женихи») С.Садыковой — Р.Губайдуллина).
Начиная с 1940 года Мунира Закировна вела большую концертную деятельность, исполняла произведения татарских и русских композиторов, была первой исполнительницей большинства романсов Р.Яхина. Выступала с концертами в Средней Азии, на Украине, на Дальнем Востоке, в Закавказье, выезжала и в зарубежные страны - Болгарию, Румынию, Монголию. «В камерных концертах Булатовой слушателей привлекает красивый, бархатного тембра сильный голос артистки, ее умение мгновенно перевоплотиться, в небольшой вокальной миниатюре создать емкий впечатляющий образ. Внимание к выразительности каждой фразы, четкость и ясность дикции, тщательность отделки всех деталей в сочетании с большой музыкальностью и тембровым богатством голоса, делают эти концертные выступления значительными явлениями в музыкальной жизни Казани и республики» (С.Раимова). Один из последних сольных концертов певицы состоялся осенью 1992 года. В музыкальном фонде ГТРК "Татарстан" хранятся многочисленные записи певицы.
С 1978 года Мунира Булатова преподавала сольное пение в Казанском государственном институте культуры, воспитала целую плеяду учеников. Была музыкально-общественным деятелем: более 10 лет избиралась председателем Татарского отделения ВТО, возглавляла Казанское отделение общества Советско-Чехословацкой дружбы.
По материалам статьи Гульшат Нигматуллиной