КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS

Юлтыева Нинель Даутовна

Народная артистка РСФСР (1957), РТ (1996) и Башкортостана (1995), лауреат приза «Душа танца». 

Имя Нинель Юлтыевой – блистательной балерины, педагога, хореографа – навсегда  вписано в историю искусства нашей Республики. Среди татарстанских  балерин Нинель Даутовна сделала, пожалуй, самую успешную и яркую карьеру. 
В 1946 г. юная Нинель Юлтыева дебютировала в Казани, выступив в заглавной роли в балете Жиганова «Зюгра». На сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля балерина исполнила множество ведущих партий - Никия и Жизель, Китри и Одетта-Одиллия, Аврора и Лауренсия, Эсмеральда и Мария («Бахчисарайский фонтан»), Раймонда и Сююмбике («Шурале»). 

Век балерины короток, однако эти слова не относятся к Нинель Даутовне. Активная педагогическая деятельность Н.Д.Юлтыевой, начавшаяся в 50-х гг.,  продолжается до сих пор. В сорок лет уйдя со сцены, она руководила балетной труппой ТГТОиБ им.М.Джалиля, позже открыла в Казанском институте культуры и искусств кафедру хореографии: несколько сотен её воспитанников ныне преподают в институтах, школах, училищах, руководят коллективами, работают в театрах.  

В 1970-е и 80-е гг, когда вся страна томилась за «железным занавесом», Нинель Даутовна много работала за рубежом:  как  главный  балетмейстер и художественный руководитель Каирской балетной труппы, балетмейстер и педагог Каракасского театра им.Т.Кареньо в  Венесуэле. 

С 1998 по 2014 г.г. Нинель Юлтыева являлась художественным руководителем Казанского хореографического училища. 
***

По материалам статьи Ольги Стрельниковой:

…О таких, как она, сказано: живая легенда. Ее душа, слившись с танцем, пережила уже множество воплощений - сначала в лучших классических партиях Юлтыевой-балерины, потом в спектаклях-феериях Юлтыевой-балетмейстера и, наконец, в блистательных вариациях и па-де-де, в головокружительных взлетах артистической карьеры многочисленных учеников Юлтыевой-педагога. Их, между прочим, можно встретить на разных континентах: в годы так называемого застоя Юлтыева много работала за рубежом - в Египте, Венесуэле... Поразительный факт: огромная страна томится за "железным занавесом", а она, дочь расстрелянного "врага народа", беспрепятственно разъезжает по всему миру. 

…Говорят, что в имени каждого человека заложен шифр его судьбы. Имя Нинель Юлтыевой как будто создано для сцены. Удивительно, что в свое время оно досталось девочке, в которой смешались татарская и башкирская кровь. Отец будущей балерины, выдающийся башкирский писатель и общественный деятель Даут Юлтый, в 1921 году лично встречался с Лениным, и эта встреча оставила такой глубокий след в его сердце и памяти, что после смерти вождя он решил увековечить его имя, и не только в стихах… В 1938-м отца Нинель Юлтыевой расстреляли как «врага народа». А ее мать, Фатима Юлтыева, десять долгих лет провела в мордовских лагерях. Когда Нинель Даутовна думает о судьбе родителей, каждый раз ей на память приходят слова: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…»

В ленинградское хореографическое училище Юлтыева поступила в 1935 году. Среди ее педагогов были легендарные личности. Такие, например, как Александр Викторович Ширяев, внук композитора Цезаря Пуни, "правая рука" великого Мариуса Петипа. Именно Ширяев, узнав об аресте Даута Юлтыя, помог юной балерине продолжить учебу,  добившись  для Нинель разрешения вернуться в Ленинград.  Училище Юлтыева окончила уже после войны, будучи ведущей балериной Татарского театра оперы и балета, станцевав к тому времени главные партии в балетах "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Коппелия", "Зюгра". 

После окончания училища она могла танцевать на сцене Мариинского (тогда – Кировского) театра, но Юлтыева вернулась в Казань. Почти два десятилетия Юлтыева была прима-балериной Татарского оперного театра. Ее танец отличался хорошей техникой, грацией, полетностью. Среди ее лучших партий такие разные по внутреннему содержанию и хореографическому рисунку образы, как Лауренсия и Тао Хоа («Красный мак»), Жизель и Сююмбике, Катерина («Каменный цветок») и Сольвейг («Пер Гюнт»). К этому же периоду относится начало педагогической деятельности Юлтыевой,  ее первые балетмейстерские опыты.  Правда, диплом балетмейстера Юлтыева получит, будучи уже опытным хореографом, проработав  несколько лет художественным руководителем казанской балетной труппы. Нинель Даутовна окончит балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в классе выдающегося Федора Лопухова (к слову, вместе с ней на курсе учился приехавший тоже из провинции двадцатилетний Борис Эйфман, ныне знаменитый российский хореограф). 

Век балерины короток... Наверное, хватит пальцев одной руки, чтобы назвать всех бросивших вызов этой грустной непреложности. Уланова, Плисецкая, Марго Фонтейн... Нинель Юлтыева не испытывала судьбу и ушла со сцены в сорок лет, в зените своей славы, станцевав напоследок юную, с озорными косичками Раушан, и многие зрители тогда были уверены, что балерина - сверстница своей героини. С тех пор минуло еще сорок пять лет, и за все это время наберется немного дней, когда Нинель Даутовна не появлялась в балетном классе. 

Сегодня профессор Юлтыева – художественный руководитель Казанского хореографического училища. В дни своего юбилея Нинель Даутовна как всегда энергична, подтянута и красива. Вот таким долгим, по счастью, оказался ее "короткий век", и дай Бог, чтобы он еще длился и длился.  

***

Милая Нинель, желаю, чтобы моя книга всегда приносила тебе помощь в работе. Агриппина Ваганова

Мой дорогой, любимый татарчонок Нинель! В театре трудности неизбежны, и смотри на них как на неизбежное… Искусство – это нечто большее и прекрасное. И вечное. Мариэтта Франгопуло


***

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИНЕЛЬ ЮЛТЫЕВОЙ 
Башкирский государственный театр оперы и балета
1941 - А. Даргомыжский «Русалка» - Соло в подводном царстве
1942 - А. Спадавеккиа «Акбузат» - Адажио, 2 акт
1943 - М. Глинка «Иван Сусанин» - Вальс, 2 акт
           Л. Делиб «Коппелия» - Сванильда
1944 - Л. Степанов «Журавлиная песнь» - Зайтунгуль
1945 - Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан» - Мария     
          А. Спадавеккиа Вальс 
1946 - И. Штраус Вальс
Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
1946 -  Н. Жиганов «Зюгра» - Зюгра
            Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан» - Мария
1947 - П. Чайковский «Лебединое озеро» Одетта-Одиллия 
1948 -  Л. Делиб «Коппелия» - Сванильда
1950 -  Р. Глиер «Красный мак» - Тао Хоа
1952 -  Ф. Яруллин «Шурале» Бибкей (Сююмбике)
1953 -  М. Глинка «Иван Сусанин» - Вальс
            А. Крейн «Лауренсия» - Лауренсия
1954 -  Ц. Пуни «Эсмеральда» - Эсмеральда
           А. Бородин «Князь Игорь» - Чага
1955 -  Н. Римский-Корсаков «Шахерезада» - Фетна
1956 -  А. Ключарев «Вальс»
1958 -  Л. Минкус «Дон Кихот» - Китри  
            А. Аренский «Египетские ночи» - Вереника
            Р. Губайдуллин «Кисекбаш» - Зифа
1959 - А. Адан «Жизель» - Жизель 
           П. Чайковский «Спящая красавица» - Аврора
           А. Ключарев «Горная быль» - Зарифа
1960 -  Э. Кара-Караев «Тропою грома» - Сарри
           И. Штраус «Болшой вальс» - Генриетта
1961 -  З. Хабибуллин «Раушан» - Раушан
           Э. Григ «Пер Гюнт» - Сольвейг
            С. Прокофьев «Каменный цветок» - Катерина
1962 -  Л. Минкус «Баядерка» - Никия   
            Г. Синисало «Я помню чудное мгновенье» - Наталья
            Б. Битов «Двенадцать месяцев» - Добрунька
            А. Ключарев «Укрощение укротителя»  
            Э. Григ «Охотник и птица»
            П. Пенсе  - Я. Хейфец «Слепая девушка»
1964 - В. Юровский «Алые паруса» - Ассоль
           Н. Метнер «Ожившая легенда» - Девушка
1965 -  А. Глазунов «Раймонда» - Раймонда
1965 -  А. Морозов «Доктор Айболит» - Ласточка

НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВКИ НИНЕЛЬ ЮЛТЫЕВОЙ
Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М. Джалиля 
1954 -  П. Чайковский «Лебединое озеро» 
1955 -  Н. Римский-Корсаков «Шахерезада» 
1956 -  Ф. Шопен «Шопениана»
1967 -  Ф. Яруллин «Шурале» 
1972 -  Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан»
Харьковский театр оперы и балета им. Н. Лысенко
1963 -  Г. Синисало «Я помню чудное мгновенье»
Каирская балетная труппа (Египет)
1975 -  Ф. Шопен «Шопениана» 
1976 -   А. Адан «Жизель» 
1977 -  Л. Минкус «Дон Кихот»
Балетная труппа театра имени Т. Кареньо (Венесуэла)
1983 -  А. Бородин «Князь Игорь» - Половецкие пляски
                А. Хачатурян «Танец с саблями»
Татарский академический драматический театр им. Г. Камала
1987  -  С. Сайдашев «Голубая шаль»
Генриетта (И.Штраус «Большая вальс»)              


Данные - из книги воспоминаний Н.Д.Юлтыевой «Адажио моей памяти»