КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анна Каренина»

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анна Каренина»

29 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Анна Каренина»

Два дня фестивальная сцена Казани принимала балетную труппу Большого театра Республики Беларусь. Несколько удивило, что в афишу был включен не какой-нибудь брендовый спектакль Валентина Елизарьева, с именем которого прежде всего ассоциируется белорусский балет, а «Анна Каренина» Ольги Костель, которая, кстати, творит в русле эстетики Елизарьева и Бориса Эйфмана.

Ольга – белорусский хореограф, выпускница Белорусского государственного хореографического колледжа. Бесспорно, за годы учебы она хорошо «напиталась» творчеством Елизарьева, а позже свои природные балетмейстерские способности развила в Германии, где продолжила образование. Именно поэтому белорусские артисты, поколениями воспитываемые на хореографии Елизарьева, так органичны и в «Анне Карениной», соединившей неоклассику и свободную пластику. Впрочем, Костель сочинила весьма самостоятельное произведение, в котором есть выразительные (при всей их условности) режиссерско-пластические находки и интересная лексика.

«Анна Каренина» – не первая работа Костель на белорусской сцене. Ранее она осуществила постановки балета «Любовь и смерть» по мотивам древнетюркского эпоса, а также одноактного «абстрактного» балета «Метаморфозы». Тем не менее, нужна особая смелость, чтобы взяться за воплощение средствами танца романа Льва Толстого с использованием партитур Петра Чайковского. К слову, в значительной степени балетмейстеру это задача оказалась по силам.

Костель мастерски ставит дуэты – осмысленные и драматургически содержательные. Они разные: любовный дуэт Анны и Вронского, соединяющий души и тела героев, умиротворяющий – Кити (Виктория Тренкина) и Левина (Владимир Руда). Взволнованно-неприязнен диалог Анны с Карениным, трагически опустошителен – с Вронским, Изобретательно поставлены трио (Анна, Вронский, Каренин), в котором Вронский, как всякий страстно влюбленный мужчина эгоистичен по отношению к материнским чувствам любимой. Эти дуэты переполнены эмоциями, переданными пластикой и сложными поддержками. Они воздействуют на зрителя так же, как и энергичные монологи несчастных героев. «Наш спектакль – о конфликте живого человека и механистичного общества, конфликте живого чувства и псевдонравственности», – отмечает Костель. Ее слова находят подтверждение в композициях, в которых Анна и Вронский оказываются изгоями в привычной для них социальной среде. Костель соблюдает меру условности, наделяя кордебалет метафорой грубой и враждебной силы. Лишенная зачатков гуманизма и эмпатии, эта сила способна сгубить человека не хуже бесчувственных колес железнодорожного локомотива.

Прежде чем перейти к исполнителям, – два слова о декорациях. Сценограф Александр Костюченко придумал лапидарное оформление. В основе – черный кабинет. По кулисам стационарно установлены металлические фермы, привычные на вокзальных перронах, в глубине – мостки для перехода через железнодорожные пути, тусклые уличные фонари. Вокзал – извечное место встреч и расставаний, для кого-то трагических. Какие-то детали – стулья, диван, свисающий с потолка светильник – временно переносят в бальную залу или особняк Каренина. Нина Гурло – автор костюмов – наделяет их философско-эмоциональным подтекстом. Это «пылающее» пунцовое платье Анны, расшитый золотом мундир Каренина, роскошный меховой палантин княгини Бетси Тверской (Татьяна Уласень), черные пальто с красной или белой подбивкой у женского кордебалета.

Невыносимый Стива (Юрий Ковалев и Антон Кравченко) выясняет отношения с заботливой и добросердечной Долли (Екатерина Зиновьева- Провалинская). Но супруги не желают, не могут услышать и понять друг друга.

Алексей Каренин в исполнении Игоря Артамонова – российский вельможа. Согласно положению, он ведет себя высокомерно, но отнюдь не бесстрастно, более того – до известного момента благородно. Разлад в семейной жизни он глубоко переживает не просто как отказ жены от интимной близости. Рушатся его представления о семейном благополучии, если уж не счастье. Но увы, когда у супругов отсутствие любви переходит в стадию отвращения, тут уж никто не виноват. Замучен истеричной женской любовью Вронский. Констанин Белохвостик и Юрий Ковалев – замечательные партнеры, актерски передающие эту трансформацию своего героя. Анна в исполнении Людмилы Хитровой – экзальтированная женщина, кидающаяся в любовную страсть, как в омут. У Марии Вежновец Анна не может справиться с поглотившей ее страстью, она разрывается противоречиями между чувствами долга жены и матери, осознанием отвергнутой любовницы. Инстинктивно отталкивая мужа, она тут же сожалеет о собственной резкости. И все же… Неизбывное страдание морально убивает эту женщину прежде, чем поезд превращает ее тело в прах. Оба спектакля были встречены благодарно-бурными аплодисментами публики.

Александр Максов (Москва)