КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Корсар»

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Корсар»

17 МАЯ 2023

Дневник 36-го Нуриевского фестиваля: «Корсар»
Едва успокоились воды «Лебединого озера», как зрители грандиозного праздника балета в Казани пустились в плавание по бурному Средиземному морю, просторы которого бороздят отчаянные герои «Корсара». Спектакль открыла отличная видеопроекция работы Дмитрия Шамова, сопровождавшая экспрессивную музыку увертюры. Это был образ разбушевавшейся стихии: морской шквал расправляется с кораблем, швыряя его, словно скорлупку…

«Корсар» – классический балет на музыку Адольфа Адана– был поставлен Жозефом Мазилье для Парижской оперы в 1856 году. В основу либретто А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье положена одноименная поэма Байрона. Приключенческий сюжет не раз привлекал внимание хореографов, среди которых Жюль Перро. Канонической стала хореографическая версия Мариуса Петипа, представленная на сцене Большого театра Петербурга в 1863 году. Впрочем, Петипа три раза возвращался к теме «Корсара»: редактировал балет, добавлял новые фрагменты – к примеру, трио Одалисок на музыку Риккардо Дриго, картину «Оживленный сад» на музыку Лео Делиба, знаменитый «Танец купца и рабыни» (Pas d`esclave) композитора-любителя принца Петра Ольденбургского. Нынешняя казанская постановка осуществлена Владимиром Яковлевым в 2019 году (хореография Мариуса Петипа, Константина Сергеева и Петра Гусева).

Сюжет балета прост и не запутает зрителя драматургическими хитросплетениями. Это идеальный приключенческий блокбастер со всеми важными атрибутами – любовью и похищениями, борьбой за свободу и отравлениями. При этом внятность изложения сюжетной линии позволяет наслаждаться великолепной музыкой, прекрасной хореографией и мастерством исполнителей.

«Корсар» требует владения пантомимой. В спектакле был живописен Сеид-паша Ильи Белова, по густоте комедийных красок соперничающий с подхалимом-евнухом Станислава СырадоеваВагнер Карвальо убедительно «нарисовал» портрет алчного Исаака Ланкедема – торговца живым товаром. В палитре артиста много правдоподобных деталей: он жадно потирает руки, предчувствуя большой куш, радуется совершенной выгодной сделке, проводит по шее, натертой пеньковым канатом, которым его связали корсарами... Хозяин базара порочен, труслив, но чертовски обаятелен. Темпераментный Карвальо не только великолепно играет – его свободные хореографические эволюции сами по себе создают энергичный образ циничного злодея.

Другим «отрицательным» персонажем «Корсара» является Бирбанто. Поначалу соратник предводителя пиратов, впоследствии он становится мятежным предателем. Коварный и мстительный Бирбанто замыслил извести бывшего друга – под личиной примирения после вспыхнувшей ссоры. Эту трансформацию характера выразительно передает Антон Полодюк. Впрочем, играют все просто превосходно. Чего только стоит драка корсаров в гроте, в которой кульбиты и сальто буквально превращают артистов в юрких акробатов.

Артистическая харизма помогает Олегу Ивенко рассказать о чувствах верного раба Али. Его свободный танец, изобилующий техническими трюками, – сам по себе зрелище.

Сразу трех гастролеров представил публике этот спектакль. На роль Гюльнары пригласили Камиллу Исмагилову, солистку Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Изящная танцовщица крепко стоит на пуантах, уверенно преодолевая сложную диагональ вращений в вариации pas d`esclave. Здесь она еще униженная рабыня, но победительная манера уже не вызывает сомнения в том, кто будет хозяйкой гарема недалекого сластолюбца Сеида-паши.

Как часто случается, фестивальная интрига может развиваться не по плану. Так, не смогли приехать блистательные представители Мариинского театра Рената Шакирова и Кимин Ким. Подобные обстоятельства стоят немало нервов организаторам... Продюсеру фестиваля Айдару Шайдуллину удалось с честью решить возникшую проблему. Фестиваль открыл казанской публике новое имя Марчелло Пелиццони, итальянского танцовщика, солиста Красноярского театра имени Дмитрия Хворостовского.

Дебютируя в казанском «Корсаре» с азартом и буйной энергией танца, Марчелло отыскал свою возлюбленную в лице замечательной прима-балерины Московского театра «Кремлевский балет» Екатерины Первушиной. Бесспорно, балерина ведет этот грандиозный спектакль, буквально не покидая сцены до самого финала. Роль Медоры идеально подошла Первушиной, чей технический потенциал не знает границ. Достигнувшая высших степеней мастерства, артистка без труда преодолевает коварные рифы партии, танцует практически безупречно (отчасти – большая заслуга ее московского педагога Жанны Богородицкой). Пуанты Екатерины высекают искры, а в технике вращений с ней вообще невозможно соперничать. Екатерина вращается подобно юле, не обычной – электрической. Но и кантилена adagio ей подвластна. В ее Медоре присутствует подлинный балеринский апломб. Первушина не форсирует движения, при этом выглядит ликующе оживленно в образе лукавой гречанки, достойной решительных авантюр Конрада.

Порадовали Одалиски - Дина Андронова, Александра Елагина и Анна Мельникова. На сей раз дирижерская палочка симфониста Айрата Кашаева оказалась более чуткой к сцене. Добрых слов заслужили артисты кордебалета, составившие роскошный ансамбль «Оживленного сада», а также солисты Форбана (Лада Старкова, Нина Семина, Аделия Ялалова, Александр Ахмедзянов и Наиль Салеев) и участники танцев первого акта: Алжирского (солистка Каролина Заборне) и Палестинского (солистка Диана Зарипова).

Корабль, унесший счастливых влюбленных Медору и Конрада, скрылся за театральным занавесом, который раздвинется 17 мая для следующего фестивального спектакля – балета «Золотая орда».

Александр Максов