КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: гала-концерты

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: гала-концерты

31 МАЯ 2024

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: гала-концерты

XXXVII Нуриевский фестиваль завершен звучной нотой – выступлениями артистов Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.

Накануне приезда петербуржцев московский критик Лейла Гучмазова в рамках образовательной программы фестиваля выступила с интересной лекцией, посвященной Леониду Якобсону и 120-летию со дня его рождения. Гучмазова также предварила встречу с искусством якобсонцев, выйдя на авансцену театра имени Мусы Джалиля со вступительным словом перед одним из гала-концертов.

«Я – балетмейстер всея Руси» – так Леонид Вениаминович без тени стеснения говорил о себе. Сегодня мы вполне убеждены в том, что у него были на то основания. Привезенная в Казань обширная программа «Вне времени» (28-29 мая) стала наглядным свидетельством того, что хореографические идеи Якобсона с годами не тускнеют, а его балетмейстерская фантазия поистине безгранична.

Сегодня в театре Якобсона наследие хореографа поддерживают работавшие с ним педагоги. С пониманием стратегических задач коллектива театром очень успешно руководит экс-премьер Мариинского театра Андриан Фадеев. Поколения танцовщиков за десятилетия сменились не раз, но и нынешние артисты, органично впитавшие стилистику Якобсона, поддерживают высокий уровень исполнительского мастерства.

В известном смысле можно утверждать, что хореография Якобсона бросает вызов не только академической классике, но и самой истории балета. Так, Pas de quatre на музыку Беллини изящно превращен балетмейстером в рефлексию знаменитой композиции Жюля Перро, которой в XIX веке блеснули Мария Тальони, Фанни Черритто, Люсиль Гран и Карлотта Гризи. В Казани главную хореографическую тему сцепленных рук в adagio воплотили Яна Чернорицкая, Валери Гомес де Кадис, Анна Семакина и Анна Скворцова. Тематически с Pas de quatre переплетается и «Полет Тальони» – экспериментальная постановка Якобсона, который режиссерско-хореографическими средствами явил идею воздушности танца великой романтической Сильфиды (солисты Алена Гривнина и Степан Демин). Замечательно исполнено Pas de deux на музыку Моцарта, превратившее барочную вычурность в изящную фарфоровую статуэтку. Вместе с тем, хореография здесь чрезвычайно сложна. Стилистически сохраняя замысел постановщика, исполнители Полина Зайцева и Андрей Сорокин блистательно преодолели технические каверзы своих партий, передали шутливый тон и куртуазность персонажей. Браво! То же можно сказать и об исполнителях сверкающего пластическими находками Pas de trois на музыку Россини (Вероника Стерхова, Марсель Казыханов, Константин Килинчук), чей танец вызывал бурные аплодисменты. Еще бы – артист с прыжка эффектно пикировал в позу «шпагат», растянутую на полу.

Если классические фрагменты в целом сохраняли эстетику академизма, то «Качуча» на музыку Сарасате позволила Александре Коршуновой народно-характерным танцем нарисовать сочный портрет обворожительно-страстной испанки.

Во втором отделении гала-концерта был представлен цикл «Роден». Каждый дуэт оживлял какую-либо скульптуру великого француза: «Вечный идол» на музыку Дебюсси (Алла Бочарова и Денис Климук), «Минотавр и нимфа» на музыку Альбана Берга (Нурия Картамысова и великолепная работа Дмитрия Соболевского) и т.д.

В третьем отделении были показаны два мини-балета. «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича – потрясающее пластическое действо с детально выписанными характеристиками участников (Невеста – Яна Чернорицкая, Богатый жених – Раиль Хунафин, Бедные родители – Ангелина Григорьева, Тимофей Федоренко, Богатые родители – Светлана Головкина, Вадим Смородин, Ребе-Даниэле Бруно, Подружка – Инна Сингур, Музыканты – Артур Фахруллин, Виктор Сурков, Никита Смолькин). Это жанровое хореографическое полотно поведало об отчаяньи и горестях обитателей еврейского местечка. Огонь танца угаснет вместе с горем Бедного жениха (Константин Килинчук).

Завершил вечер «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки. Здесь в роли majordanse – «управителя танцев» – царствовал Дмитрий Соболев. Этот своеобразный хореографический аналог Моцарта выгодно выделялся не только своим алым бархатным костюмом, но и замечательным умением создать танцевальный образ поэтической просветленности и жизнелюбия.

XXXVII Нуриевский фестиваль завершен, до встречи на новом – XXXVIII фестивале!

Александр Максов