КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: «Хованщина» Мариинского театра на казанской сцене

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: «Хованщина» Мариинского театра на казанской сцене

25 ФЕВРАЛЯ 2023

Дневник 41-го Шаляпинского фестиваля: «Хованщина» Мариинского театра на казанской сцене

24 февраля в рамках Шаляпинского фестиваля состоялись гастроли Мариинского театра. Это уже третий визит мариинцев во главе с их лидером Валерием Гергиевым в столицу Татарстана на фестиваль имени Шаляпина. Напомню, первый приезд был в 2012 году с оперой Р.Щедрина «Очарованный странник», второй в 2013 году – с оперой Ж.Массне «Дон Кихот», специально сочинённой композитором для Шаляпина в 1910 году. В этот раз вниманию казанской публики была представлена масштабная «Хованщина». Если не ошибаюсь, этот шедевр М.Мусоргского впервые прозвучал со сцены Татарского театра оперы и балета им.Джалиля. Уже одно это – событие!

Впервые «Хованщина» на сцене Мариинского театра появилась в 1911 году в режиссуре самого Шаляпина. Спектакль имел огромный успех у публики. Фёдор Иванович бесконечно любил эту оперу, а партию Досифея пел много, в том числе, и за границей. Нынешний спектакль Мариинского театра идёт в декорациях, созданных великим театральным художником Фёдором Федоровским в 1950 году к постановке в Большом театре. Спектакль шел с огромным успехом, но в какой-то момент руководство Большого театра отказалась от этой «Хованщины», и тогда Валерий Гергиев взял постановку «под своё крыло». Спектакль был возобновлен в 2000-м году и с тех пор с успехом идёт на сцене Мариинского театра.

Для такой продолжительной и многонаселённой оперы (вернее, как её назвал Мусоргский – народной музыкальной драмы), важно всё и все. В партии предводителя раскольников Досифея выступил народный артист России, бас Владимир Ванеев. У него великолепный голос, звучащий на всех регистрах ровно и мощно. Он создал убедительный актерский образ. Его сподвижнице Марфе (обладательница красивейшего голоса Юлия Маточкина), на мой взгляд, несколько не хватило «фанатизма», хотя в целом ее образ был тепло принят публикой.

Важнейшие персонажи оперы – это начальник стрелецкого войска Иван Хованский и его сын Андрей. В этих партиях выступили Михаил Петренко и Сергей Скороходов соответственно. Оба – высокого уровня певцы-артисты, они были, как говорится, «на своих местах» и создали очень рельефные образы. Не могу не отметить молодого баритона Вячеслава Васильева в партии боярина Шакловитого, характерного тенора Андрея Зорина в партии Подьячего. Эти артисты, наверняка, запомнились казанской публике.

Мне удалось заглянуть на репетицию спектакля в день приезда труппы в Казань. Незнакомая сцена, непростая акустика… Но на спектакле произошло чудо! Не перестаю удивляться, как Валерий Гергиев умеет на спектакле собрать всех артистов в единый мощный творческий организм. Дирижёрская воля, высочайший профессионализм, харизма – эти качества Валерия Абисаловича заставляют всех, кто на сцене и в оркестровой яме, соответствовать своему лидеру. Гергиев – один из немногих дирижёров, кто чутко и бережно относится к певцам, давая им возможность петь, а не соревноваться с оркестром в громкости.

После спектакля благодарная казанская публика долго не отпускала со сцены артистов во главе с Валерием Гергиевым. У меня до сих пор осталось приятное послевкусие от «Хованщины» Мариинского театра. Программа 41-го Международного оперного фестиваля имени Шаляпина почти исчерпана – остались два гала-концерта, и этот оперный форум станет историей.

Николай Рыбинский (Москва)