КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ И воссияет вечный свет…

И воссияет вечный свет…

07 СЕНТЯБРЯ 2020

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялась мировая премьера спектакля на музыку «Реквиема» Моцарта «И воссияет вечный свет» для солистов, хора, балета и оркестра. Его постановщик и исполнитель роли Творца - народный артист СССР, легендарный танцовщик и хореограф Владимир Васильев.

Премьера должна была состояться еще в апреле - к празднованию его 80-летия, но коронавирус внес свои коррективы, спектакль пришлось отложить. И вот сейчас он с большим успехом прошел в Казани. В ноябре постановку планируется показать на Исторической сцене Большого театра России.

Театральное воплощение последнего творения Моцарта - первое за более чем двести лет. «Я не знаю, к какому жанру можно отнести этот спектакль. Для меня это неважно. В нем - синтез разных видов искусства, объединивший все силы музыкального театра... Реквием Моцарта для меня - не только гениальное творение великого музыканта, создавшего траурное прощание с миром и обретающего вечный покой. Это - исповедь Художника - творца, это гимн жизни созидающей!», - сказал Владимир Васильев.

«Меня часто мучило то, что практически все, что я сделал в своей жизни, мне не нравилось. И тогда мне думалось, что, наконец, я сделаю нечто, что поразит окружающих. Я всегда работал с большой любовью и большим удовольствием, и каждый раз мне казалось: вот-вот оно получится. И так до 80 лет», - признался журналистам перед премьерой Владимир Васильев. - «И вот я создал этот спектакль. Собственно, он о том, как я это делаю, ведь здесь я исполняю роль Творца. Он о том, как я вижу музыку, в данном случае, Моцарта. Это не прямой рассказ о себе, а некий собирательный образ, то есть мне хотелось бы, чтобы я был таким».

Специально для этой постановки было создано грандиозное конструктивное решение сцены. Её кулисы оформлены в виде пилонов, что создает ассоциацию с храмом. «Мы неслучайно выбрали такой образ: с одной стороны, «Реквием» — это музыка храма; с другой, сцена для главного героя - это его творческий храм», - пояснил художник-постановщик Виктор Герасименко. Важным элементом декорационного решения являются огромные зеркала. В оформлении используется компьютерная графика, созданная Эриком Исламовым (Москва), с использованием живописных работ Владимира Васильева.

Легендарный танцовщик сообщил журналистам, что испытывает огромное удовлетворение от работы с коллективом театра. «Я только заикнулся Рауфалю Сабировичу (Мухаметзянов Рауфаль Сабирович - директор Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля - прим. редакции), что хочу поставить «Реквием», он сразу отозвался - «Пожалуйста!» В Казани вообще много что происходит в первый раз, и возможно даже - в первый раз в мире. Или вот такое - 20 лет назад никто себе даже представить не мог исполнение хором «Реквиема» без клавира! - отметил Владимир Васильев.

Хор в спектакле — это не просто хор, который статично стоит на сцене. Хористы - постоянно перемещаются по сцене, изображая то молящихся людей, то толпу, сопереживающую главному герою. «Каждый член хора, словно второй раз, закончил консерваторию. За время работы мы прошли высшую музыкальную школу. Уверяю вас, каждый участник сдал свою вокальную партию еще в декабре, и не по одному разу. Я в курсе того, в каком направлении сегодня развивается хоровое искусство. И то, что мы отказались от статичности, выбрали движение, говорит о том, что мы работаем в этом ключе», - рассказала журналистам хормейстер Любовь Дразнина.

Главные роли в спектакле исполнили солистка Татарского театра оперы и балета Гульнора Гатина (сопрано), Екатерина Сергеева(меццо-сопрано, Мариинский театр), Ярослав Абаимов (тенор, Московский театр «Новая Опера» им.Е.Колобова), Максим Кузьмин-Караваев (бас, Германия). В сольных балетных партиях заняты солисты Татарского театра оперы и балета Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Таис Диоженес, Вагнер Карвальо, Александра Елагина, Ильнур Гайфуллин, Алина Штейнберг, Антон Полодюк, Мана Кувабара и Алесcандро Каггеджи.

В начале постановки неожиданно прозвучали авторские импровизации джазмена Евгения Борца. Журналисты поинтересовались у легендарного танцовщика, почему перед таким траурным произведением Моцарта, как «Реквием» звучит джаз. «Это молодость человечества. Никто из нас, будучи юным, не миновал и не смог пройти мимо джаза. Я в своем спектакле показываю весь путь человеческий. И именно джаз, как нельзя лучше, может рассказать о молодости, непосредственности», - ответил Васильев.

Сам он по ходу спектакля читал стихи собственного сочинения и выходил на сцену, как дирижер всего действа. В финале прозвучали жизнеутверждающая музыка Моцарта и проникновенные строки из стихов Владимира Васильева: «Не дай мне Бог задуматься: быть или не быть. Надо просто жить, остальное приложится…»