КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Теперь «Эсмеральда» и в Казани

Теперь «Эсмеральда» и в Казани

30 МАЯ 2016

Балет «Эсмеральда» один из главных шедевров эпохи романтизма. Это произведение способно украсить афишу любого музыкального театра. Вероятно, этим и руководствовалась дирекция Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, когда решала выбор нового спектакля его балетной труппы. Вопрос о постановщике решился в пользу художественного руководителя «Кремлевского балета» Андрея Петрова, который еще 10 лет назад представил московской публике свою версию «Эсмеральды» Пуни – Дриго. 
Казанский двухaктный спектакль в постановке Андрея Петрова вышел удачным в плане ясной и «досказанной» режиссуры, а также интеллигентного отношения к сохранившимся шедеврам классической хореографии (Жюля Перро, Мариуса Петипа, Агриппины Вагановой), органично вошедших в канву обновленной «Эсмеральды». Особую роль в ней сыграли и талантливые исполнители главных партий. 
Реалистичная, не раздражающая псевдoмодерновыми вымыслами версия балета приглянулась зрителям и, судя по всему, обречена на успех как на родной сцене, так и на возможных гастрольных площадках. Балет прозвучал на открытии 29-го Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева и был показан дважды в программе его первых вечеров. 
Оформление спектакля принадлежит художникам Григорию Белову (сценография) и Ольгe Полянской (костюмы). Их взгляд во многом определил зрительское восприятие балета. Видение художников можно назвать традиционным, следующим стилю эпохи, описанию исторических мест из романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Собственно овеянный легендами готический собор Нотр-Дам де Пари на острове Ситэ и является одной из основных достопримечательностей балета. Его фасад с двумя башнями, экстерьер, интерьер, отдельные детали (химеры-демоны с крыш собора) стали главными частями декорационного оформления сцены. На их фоне как танцевальные, так и статичные фигуры артистов в костюмах Полянской выглядели ярко и запомнились деталями.
Сравнивать исполнителей из разных составов этнически неправильно. Но важно отметить наиболее интересные работы артистов. Это (в первом составе) очаровательная, легкая, притягивающая к себе внимание Эсмеральда Кристины Андреевой. Романтически возвышенный, обладающий парящим прыжком, не знающий технических преград Пьер Гренгуар Олега Ивенко. Внутренне сдержанный, но не чуждый земных страстей Клод Фролло Нурлана Канетова. Необыкновенно стильная Ксения Хабинец в роли Флер де Лис и танцующие на грани человеческих возможностей Мидори Tэрада и Коя Oкава (Диана и Актeон). Во втором составе главную героиню исполнила прима «Кремлевского балета» Александра Титофеева, представшая драматически выразительной танцовщицей. Обратили на себя внимание каноник воспаленных чувств Клод Фролло Кирилла Ермоленко, музыкальный и актерски выразительный Квазимодо Артема Белова, царственная Диана Джой Уoмак. 
Примечательно, что для таких главных персонажей, как Клод Фролло и Квазимодо, хореографом придумана оригинальная пластика, достаточно выразительно их характеризующая. Так, каноник, одетый в черную сутану, практически постоянно сохраняет спину в прямом положении и передвигается скользящим, удлиненным шагом, а внешнее уродство звонаря собора передает не только яркий грим, но и согбенность его фигуры и ковыляющая походка. Для Эсмеральды, Феба Гренгуара и Флер де Лис в рамках классического танца меняется характер и манера исполнения, стилистические нюансы. К примеру, цыганка на площади танцует в свободной, раскрепощенной манере, а девушка-аристократка в богатом доме герцогини исполняет грациозные, величественные по манере танцы. 
Музыкальный руководитель постановки Ренат Салаватов с большим вниманием отнесся к танцевальным темпам солистов, но таковые порой значительно ускорял для массовых сцен. Правда, танцующий единым ансамблем кордебалет хоть и торопливо, но поспевал за дирижером. 
Казанский оперный театр сегодня один из бесспорных лидеров балетной России. Что подтверждает его продуманная репертуарная политика, наличие первоклассных балерин и танцовщиков, качественная работа педагогов-репетиторов 
С новым спектаклем балетная труппа приобрела возможность дальше совершенствоваться и следовать важной тенденции сохранения лучших традиций классического балета.