Казанскую «Тоску» оценили как «эмоциональное наслаждение»
01 НОЯБРЯ 2018
Оперная труппа ТГАТ оперы и балета им.М.Джалиля завершила осенний цикл гастролей в Европе. И всегда любопытно, как же оценили качество спектаклей европейские зрители. Ниже мы приводим текст рецензии на спектакль, сыгранный 31 октября в Наймегене. Стиль написания рецензий в России несколько иной, чем в Европе, рецензент для начала дает короткую справку об истории написания оперы и кратко излагает либретто, а затем полностью приводит состав исполнителей. Все это мы опускаем. Рецензия была опубликована в одной из нидерландских газет. Далее следует анализ спектакля, текст рецензии приводится в сокращении.
«Есть бесчисленные нарекания в отношении «современной оперной режиссуры». Прежде всего, я думаю о певцах, которые страдают от опытов режиссеров. Они часто подчиняются концептуальным прихотям постановщиков, а самого главного элемента, музыки, мало, и вообще нет понимания ни исторического контекста сюжета, ни гениальности композитора, ни намерений либреттиста.
Ядумаю иоб оперной публике, которой навязывают безумное несоответствие между текстом и постановкой. Есть целое поколение, которое не приучено к опере в ее изначальной форме и, не понимая этого, приспосабливается к этим режиссерским «изыскам», в которых нашим современникам предлагают плохие имитации известнейших брендов Бетховена, Пуччини и Верди.
В данный момент в Нидерландах гастролируют две «Тоски», одну представляет голландская DeReisopera, о которой мы писали ранее, а другую - Государственных опера Татарстана. Время, когда восточноевропейские компании представляли продукцию низкого качества, давно прошло. Конечно, раньше нередко бывало, что из четырех солистов один отличный, два средних и одного не услышать. Также ушли в прошлое и пресловутые декорации из картона. Несмотря на это, современные снобы все еще иногда поглядывают сверху вниз на такие коллективы, как Государственная опера Татарстана. И совершенно напрасно.
Мы посетили в Наймегене превосходную постановку, незамысловатую в лучшем смысле этого слова. Какое удовольствие услышать оперу "Тоска», действие которой происходит в Риме в 1800 году, как того настойчиво желалПуччини. Без неуклюжих технологических наворотов, без псевдоинтеллектуальных концепций, и без нелепого осовременивания. С одной стороны, сценография подвержена некоторым клише, таким, как развешанные по стенам картины и впечатляющие колонны. При этом спектакль у татарстанской оперы, несмотря на минимальныйреквизит и декорации, выигрывает своей достоверностью.
Все компенсирует сильная, выстроенная режиссура и прекрасные костюмы, и лучше них - только музыкальная составляющая. В «багаже» оперы Татарстана имеются солисты с исключительными, прекрасными голосами, начиная с Оксаны Крамаревой, звезды вечера, в заглавной партии. Она спела пронзительную Абигайль (в «Набукко» под управлением Мути), и вновь представила свое мощное спинто во впечатляющей и совершенной партии Тоски, ревнивой и ранимой женщины, которая, тем не менее, обладает достаточной силой воли, чтобы заколоть ножомСкарпиа. Ахмед Агади, солист Мариинского театра, в партии Каварадосси исполнил арию "e lucevan le stelle", которая экспертами признана самой прекрасной арией всех времен, поначалу чуть неровно, но завершил с чисто итальянской страстью.
Публика Наймегена выражала свои эмоции так бурно, как это в последний раз было во время визита немецкого императора Генриха V в 1125 году. Хочется отметить, что Агади особенносилен в пассажахForte. Станислав Трифонов, характер его персонажа Скарпиа по ходу спектакля получает свое развитие, является солистом Большого театра в Минске и обладает глубоким, мощным баритоном. Трифонов был на сто процентов убедительным в партии злодея Скарпиа.
Оркестром должна была дирижировать, согласно программке, Алла Москаленко, но за дирижерским пультом оказался Ренат Салаватов, близкий друг Валерия Гергиева, главный дирижер татарстанской оперы и приглашенный дирижер Мариинского театра.
Последний акт был – просто пальчики оближешь! Тюрьма Сент-Анджело! Дым от пистолетов! Бросающаяся со стены Тоска! Что за эмоциональное наслаждение! Если вы хотите насладиться прекрасной "Тоской", и вас больше интересуют Пуччини и красивые голоса, чем детские комплексы того или иного режиссера, посетите обязательно этот спектакль. Татарстан пока гастролирует в Нидерландах.
«Есть бесчисленные нарекания в отношении «современной оперной режиссуры». Прежде всего, я думаю о певцах, которые страдают от опытов режиссеров. Они часто подчиняются концептуальным прихотям постановщиков, а самого главного элемента, музыки, мало, и вообще нет понимания ни исторического контекста сюжета, ни гениальности композитора, ни намерений либреттиста.
Ядумаю иоб оперной публике, которой навязывают безумное несоответствие между текстом и постановкой. Есть целое поколение, которое не приучено к опере в ее изначальной форме и, не понимая этого, приспосабливается к этим режиссерским «изыскам», в которых нашим современникам предлагают плохие имитации известнейших брендов Бетховена, Пуччини и Верди.
В данный момент в Нидерландах гастролируют две «Тоски», одну представляет голландская DeReisopera, о которой мы писали ранее, а другую - Государственных опера Татарстана. Время, когда восточноевропейские компании представляли продукцию низкого качества, давно прошло. Конечно, раньше нередко бывало, что из четырех солистов один отличный, два средних и одного не услышать. Также ушли в прошлое и пресловутые декорации из картона. Несмотря на это, современные снобы все еще иногда поглядывают сверху вниз на такие коллективы, как Государственная опера Татарстана. И совершенно напрасно.
Мы посетили в Наймегене превосходную постановку, незамысловатую в лучшем смысле этого слова. Какое удовольствие услышать оперу "Тоска», действие которой происходит в Риме в 1800 году, как того настойчиво желалПуччини. Без неуклюжих технологических наворотов, без псевдоинтеллектуальных концепций, и без нелепого осовременивания. С одной стороны, сценография подвержена некоторым клише, таким, как развешанные по стенам картины и впечатляющие колонны. При этом спектакль у татарстанской оперы, несмотря на минимальныйреквизит и декорации, выигрывает своей достоверностью.
Все компенсирует сильная, выстроенная режиссура и прекрасные костюмы, и лучше них - только музыкальная составляющая. В «багаже» оперы Татарстана имеются солисты с исключительными, прекрасными голосами, начиная с Оксаны Крамаревой, звезды вечера, в заглавной партии. Она спела пронзительную Абигайль (в «Набукко» под управлением Мути), и вновь представила свое мощное спинто во впечатляющей и совершенной партии Тоски, ревнивой и ранимой женщины, которая, тем не менее, обладает достаточной силой воли, чтобы заколоть ножомСкарпиа. Ахмед Агади, солист Мариинского театра, в партии Каварадосси исполнил арию "e lucevan le stelle", которая экспертами признана самой прекрасной арией всех времен, поначалу чуть неровно, но завершил с чисто итальянской страстью.
Публика Наймегена выражала свои эмоции так бурно, как это в последний раз было во время визита немецкого императора Генриха V в 1125 году. Хочется отметить, что Агади особенносилен в пассажахForte. Станислав Трифонов, характер его персонажа Скарпиа по ходу спектакля получает свое развитие, является солистом Большого театра в Минске и обладает глубоким, мощным баритоном. Трифонов был на сто процентов убедительным в партии злодея Скарпиа.
Оркестром должна была дирижировать, согласно программке, Алла Москаленко, но за дирижерским пультом оказался Ренат Салаватов, близкий друг Валерия Гергиева, главный дирижер татарстанской оперы и приглашенный дирижер Мариинского театра.
Последний акт был – просто пальчики оближешь! Тюрьма Сент-Анджело! Дым от пистолетов! Бросающаяся со стены Тоска! Что за эмоциональное наслаждение! Если вы хотите насладиться прекрасной "Тоской", и вас больше интересуют Пуччини и красивые голоса, чем детские комплексы того или иного режиссера, посетите обязательно этот спектакль. Татарстан пока гастролирует в Нидерландах.
Оливье Кейгель (публикация от 1 ноября 2018 г)
Статья приводится в сокращении.